Минэкономики зачищает воду
Компании борются за смягчение регулирования канализационных стоков
Минэкономики отрицательно оценило регулирующее воздействие проекта постановления правительства о новой системе финансовых отношений между компаниями и водоканалами в отношении промышленных сбросов в городскую канализацию с 2019 года. Компании просят дополнительно смягчить его требования. Хотя сам механизм решения проблемы признан министерством работоспособным, там считают текущую версию регулирования избыточной, а расходы для бизнеса, граждан и бюджетной системы РФ — необоснованными.
Минэкономики опубликовало негативное заключение об оценке регулирующего воздействия (ОРВ) проекта постановления Белого дома "О внесении изменений в некоторые акты правительства в сфере водоснабжения и водоотведения". Хотя документ согласован ведомством Алексея Улюкаева с Минстроем (разработчик проекта) и рассматривается правительством, ОРВ он не прошел из-за обнаружения избыточных обязанностей, запретов, ограничений и необоснованных расходов граждан, компаний и бюджетов всех уровней. Касаются они как новой конфигурации отношений между компаниями и водоканалами, так и платежей предприятий последним за сбросы загрязненных стоков. Комментируя опубликованные замечания, в Минстрое отмечают, что они будут обсуждаться в Белом доме.
Напомним, еще в 2013 году, после запуска реформы экологического регулирования, основанной на принципе "загрязнитель платит", промышленники в лице КСИИ, РСПП и крупных пищевых компаний стали добиваться снижения как ставок платежей за негативное воздействие, так и невыполнимых нормативов качества воды, которая "должна быть чище питьевой" (см. "Ъ" от 21 октября 2013 года). Водоканалы жалуются, что их очистные не рассчитаны на многие промышленные загрязнения и с ними не справляются, а денег на модернизацию нет. Новое регулирование должно установить объективную систему компенсирующих платежей предприятий водоканалам, но до сих пор не согласовано.
Минэкономики ранее давало отрицательную оценку на связанный с проектом постановления законопроект о водоснабжении и водоотведении, отмечая, что его требования к сточным водам могут оказаться строже, чем к питьевой воде. В марте промышленники добились снижения выплат водоканалам, отмены обязанности строить свои системы водоочистки, понятий "запрещенные" и "аварийные сбросы в канализации" и смягчения требований к концентрации в сбросах алюминия, железа, нефтепродуктов, сульфатов и хлоридов (см. "Ъ" от 23 марта).
ОРВ показала, что решение проблемы промышленных стоков предложенным методом (платежами и повышением ответственности компаний перед водоканалами) обоснованно, но его исполнение в документе Минстроя административно избыточно, а издержки необоснованны. Заключение министерства после консультаций с региональными чиновниками, водоканалами и бизнесом заняло более 20 страниц и фактически сводится к тому, что вся система платежей, штрафных санкций, отчетности и ответственности компаний требует доработки.
Прежде всего, ОРВ не прошла норма документа о тарифах водоканалов — с запуска нового регулирования в 2019 году они должны учитывать выпавшие доходы из-за смягчения нормативов и изменения порядка расчета платы за негативное воздействие. В Минэкономики считают, что такие потери не относятся к недополученным доходам, и предлагают исключить этот пункт. Также "проектом акта не урегулирован вопрос администрирования платежей, необходимо проработать систему идентификации абонентов, добросовестно оплачивающих сбросы своих организаций, обеспечить целевое использование средств", добавляет глава департамента ОРВ Вадим Живулин.
Также Минэкономики обнаружило конфликт интересов: отбор проб на канализационных выпусках компаний не может производиться водоканалами, им потенциально выгодно завышение показателей. "Максимальные значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и допустимые концентрации загрязняющих веществ требуют более мягких показателей",— добавляют в министерстве. В Минприроды вчера прокомментировать это не смогли.