«Интернет-пространство развивается темпами, опережающими законы»
Иностранных онлайн-ритейлеров хотят обложить НДС
Зарубежные онлайн-посылки в России могут обязать платить НДС. С таким предложением выступила Ассоциация компаний интернет-торговли. По мнению авторов инициативы, на налоговый учет нужно ставить ритейлеров, чья выручка за последние три месяца превышала 2 млн руб. Предполагается, что цены на сайтах а таком случае уже должны будут включать необходимые фискальные сборы. Покупателям не нужно будет дополнительно оплачивать налоги. Исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Юрием Абросимовым.
— Как вам кажется, почему назрела такая мера? Таким образом хотят уравнять зарубежных и российских ритейлеров?
— Совершенно верно, ведь что у нас получается сейчас? У крупных мультинациональных компаний, которые торгуют на мировом рынке, появилась возможность не платить налоги ни там, где они находятся, ни там, куда они продают свой товар. В случае с товаром пример очень простой: вы, когда товар экспортируете за рубеж, в любом случае освобождаетесь от любых фискальных сборов, а в той стране, в которую вы его продали, тоже ничего не добавляется, потому что режим такой — на товары для вечного пользования у нас в России порог беспошлинного ввоза — €1 тыс., при этом эти товары не облагаются ни таможенной пошлиной, ни ввозным НДС.
И, естественно, наличие этого дисбаланса порождает те самые нездоровые конкурентные отношения, которые сложились сейчас не только на территории нашей страны — к этой теме проявили внимание и согласились 47 стран мира, это вся «большая двадцатка» — вы знаете, в ней 19 стран представлены отдельно, двадцатый член — это Евросоюз с его 28 странами. И все согласились с тем, что да, действительно, из-за того, что интернет-пространство и электронная коммерция развивается сейчас темпами, опережающими наше законодательное регулирование, у таких мультинациональных корпораций появилась возможность уходить от уплаты налогов.
По результатам последнего форума, который прошел в Питере еще в 2013 году, начал разрабатываться так называемый план BEPS — план по противодействию размыванию налогооблагаемой базы. В 2015 году он был разработан с участием представителей всех стран-членов и представлен уже на площадке Организации экономического сотрудничества. То решение, которое, на наш взгляд, может быть одним из тех, которые могут быть приняты на территории Российской Федерации, именно согласовывается с теми рекомендациями, которые были приняты в рамках стран «большой двадцатки».
— А почему такой критерий отсечения — выручка именно в 2 млн. руб, почему не в 1 млн., не в 3 млн?
— У нас действующим Налоговым кодексом предусмотрено освобождение субъектов предпринимательской деятельности, у которых выручка как раз не больше 2 млн в квартал, от налогов. То есть в любом случае, вводя любой налоговый режим на иностранных ритейлеров, мы обязаны соблюдать так называемый принцип недискриминационного налогообложения. Этот принцип заложен в правила ВТО. И мы, вводя для них какие-то нормы, не должны сделать их более жесткими, чем для своих ритейлеров. Поскольку у нас такая норма освобождения от налогов для локальных магазинов и предпринимателей есть, то вполне логичным будет такой же порог отсечения установить для иностранных интернет-магазинов.
К тому же мировая практика говорит примерно о том же самом. В Европе, например, такой порог оборота, при котором возникает обязанность встать на налоговый учет и выплачивать в той стране, где образуется прибыль, составляет сейчас в среднем €35 тыс. в год. В принципе, это та же самая сумма.
— Логика в этом есть, но, правда, непонятно, кто будет следить за тем, чтобы магазины с такой выручкой ставились на налоговый учет, я имею в виду онлайн-магазины.
— Эту проблему, например, налоговая служба Великобритании решила. Если вы сейчас зайдете на английский сайт eBay и посмотрите там китайских продавцов, именно тех, которые в Китае располагаются юридически, вы увидите, что у них среди контактных данных появилась еще такая надпись дополнительная — VAT number, то есть речь идет о том, что они получают местный английский ИНН, встают там на налоговый учет и периодически раз в месяц или раз в квартал платят НДС со своего оборота.
— Но считаете ли вы, что россияне будут чаще заказывать товары в российских онлайн-магазинах, потому что ведь может быть так, что для потребителей товары на сайтах иностранных ритейлеров станут дороже?
— Тут частота заказов никуда не уйдет, она останется той же, а может быть, даже будет продолжать расти.
Эту издержку на уплату НДС зарубежный игрок может вполне себе компенсировать за счет своей прибыли, ведь маржинальность их бизнеса выше, чем у наших, и связано это в первую очередь с тем, что у них не возникает необходимости сертифицировать товар, маркировать его, сопровождать информацией на русском языке, предоставлять гарантию, соответствовать нашим требования в законе «О защите прав потребителей». А все это очень серьезные статьи расходов, которые требуют действительно серьезных вливаний. Если говорить о том, что наши это делать обязаны, а они не обязаны, у них появляется дополнительная норма прибыли, которой они смогут компенсировать расходы на НДС.