Отмена виз? Не ждите!
Почему гражданам России все сложнее попасть в Европу
Похоже, с мечтой о безвизовом рае в контактах с Европой россиянам стоит расстаться.
Всплеск широкого интереса к визовым делам у нас в Отечестве фактор сезонный: невзирая на кризис, люди об этом коллективно вспоминают либо накануне затяжных праздников, либо в период летних отпусков. Нынешний "заход в тему" для многих сопряжен с досадным открытием: вместо привычного уже (и всеми ожидаемого) долгосрочного Шенгена паспорта на руки гражданам все чаще возвращают с "унизительно" малым допуском в заветные европейские края — от силы 3 месяца или полгода, а то и вовсе день в день по билетам. Для туристов, похоже, это может стать системой. Но ведь и для командировочных та же история. Недавно вот наш коллега летал в Брюссель по делу, так визу дали, стыдно сказать, однократную и на пять дней. Оно, конечно, спасибо и за это. Но возникает вопрос: что случилось, отчего такая перемена?
"Визовый режим — это паритетный процесс",— заявил недавно и.о. директора по России, Центральной Азии, Восточному партнерству и ОБСЕ Европейской службы внешних связей (EEAS, своего рода МИД Евросоюза) Фернанду Андресен Гимараеш. И дальше сказал о том, что в светлом будущем при выполнении определенных условий визы для россиян могут быть и вовсе отменены. Представители российских СМИ, присутствовавшие при этом, на ленты выдали пассажи о светлых перспективах. А следовало бы, как выясняется, сосредоточиться на интерпретации фразы о паритете. Похоже, именно она и хоронит наше безвизовое счастье: по признанию источников "Огонька", в ряде европейских посольств за 10 лет действия соглашения об упрощении визового режима между ЕС и Россией Европа сделала много, а Россия — практически ничего, так что де-факто паритет отсутствует. А дальше, как говорится, делайте выводы.
На самом деле эта история для нас, увы, обычная: что имеем — не храним, а дальше вы сами знаете. Стоит напомнить, как было дело. В рамках подписанного в 2006-м Соглашения европейские консульства в России, начав с выдачи по упрощенной схеме долгосрочных виз прописанным в нем категориям россиян, постепенно процесс либерализовали, доведя до рекордных показателей. По данным ЕС, 68 процентов шенгенских виз, выданных нашим гражданам до конца мая, были долгосрочными и многократными — сроком от полугода до пяти лет. По словам посла ЕС в России Вигаудаса Ушацкаса, отказы россиянам в получении шенгенских визах бывают менее чем в 1 проценте (!) случаев (при этом число выдаваемых виз в "тучные" годы, с 2011-го по 2013-й, росло по миллиону в год).
А что же мы в ответ? Российскую визу европейцам по-прежнему получить куда сложнее, чем шенгенскую россиянам. Разрешение на въезд дается, как правило, на однократное и кратковременное пребывание в России, наличие в прошлом поездок, родственников в РФ или даже факта проживания в ней в зачет не идут. Многократные и сроком на год выдаются визы гуманитарные и деловые (на три года высокооплачиваемым и высококвалифицированным специалистам), все туристы и едущие по частным приглашениям могут рассчитывать на однократную (максимум двукратную) визу на срок поездки или до 3 месяцев. Бронь из отеля не является основанием для выдачи нашей визы — исключительно ваучер от российской туркомпании. Частным лицам нужен оригинал приглашения, оформленного в ФМС России. Можно, конечно, воспользоваться услугами агентств, торгующих такого рода документами: турподтверждение тогда обойдется в 1400-1600 рублей, для деловой визы — в 2500 рублей, желающим же получить годовой многократный "пропуск" придется выложить до 11 тысяч рублей. Рабочая и учебная визы даются на 3 месяца с возможностью продления до года на месте, но для их получения нужен оригинал приглашения и справка об отсутствии ВИЧ, действительная 3 месяца...Такой вот вышел "паритет". И стоит ли удивляться, что, по статистике, поток из Европы в РФ сократился почти вдвое в последние годы.
"В ответ на мой вопрос о том, когда Россия начнет выдавать больше многократных, хотя бы годовых, виз туристам из стран ЕС, представители российских властей отвечают: "Мы работаем в строгом соответствии с Соглашением об упрощении выдачи виз между Россией и ЕС от 2006 года"",— заявил "Огоньку" пресс-секретарь представительства ЕС в России Сорен Либориус. Что ж, про туристов в Соглашении и правда ни слова, зато сроки виз иных типов начинаются с года...
Директивной команды "сдать назад" из Брюсселя, по сведениям "Огонька", не прозвучало. Но чтобы российская сторона "уловила тренд", достаточно просто вернуться к формальному исполнению того самого Соглашения, с которого все началось. Если жестко следовать букве этого документа, правом на пятилетний Шенген обладают только парламентарии, судьи, члены их семей и семей иностранных работников; годовой предусмотрен для членов международных организаций, бизнесменов, водителей фур, авиаэкипажей, бригад поездов, лиц, участвующих в научной, культурной и творческой деятельности, журналистов. Все остальные в перечень не входят, так что практику свободной выдачи многократных многолетних виз легко свернуть — она за пределами прописанного в Соглашении. Так что, россияне, не обессудьте: по словам пресс-атташе представительства ЕС в России, "решение о том, какой должна быть выдаваемая виза — многократной или нет, на какой срок она выдается, принимается консульской службой той или иной страны, которая самостоятельно интерпретирует пункты Соглашения и визовые правила ЕС".
Неудивительно на таком фоне, что греющий душу разговор о перспективах отмены виз в целом приостановлен. Даже введение новой категории виз — "турне-визы" прямо на границе (сроком на 15 дней с перспективой до 3-5-летних виз для "регулярных путешественников") — заморожено. Казалось бы, в условиях резкого сокращения турпотока из России на Запад визовая проблема отходит на второй план: слишком уж небольшого процента россиян она касается. Но дело в том, что это малое число и есть так называемая элита. Ее настроения и потребности, как правило, и формируют политическую и экономическую повестку дня страны. И визовый, точнее, безвизовый вопрос тут не из последних.
Попасть в Европу из суверенной России все труднее
За 10 лет действия соглашения об упрощении визового режима Европа сделала много, а Россия — почти ничего