Страсбург выводят на пикет
В ЕСПЧ подана первая жалоба на уголовное дело за нарушение закона "О митингах"
Как стало известно "Ъ", в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) подана первая жалоба на уголовное преследование по ст. 212.1 УК РФ (неоднократное нарушение правил проведения митингов). Заявитель Владимир Ионов покинул Россию за день до приговора по своему делу, когда узнал, что активист Ильдар Дадин стал первым, кого по этой же статье приговорили к реальному сроку. По мнению оппозиционера, эта статья нарушает его право на мирный протест и противоречит Конвенции о правах человека.
Оппозиционный активист Владимир Ионов стал одним из первых фигурантов дела по ст. 212.1 УК РФ. Норма, напомним, появилась в Уголовном кодексе в 2014 году и стала итогом ужесточения законодательства в области уличных акций. Этот процесс начался после событий 6 мая 2012 года, когда на Болотной площади произошли стычки участников "Марша миллионов" с полицией. Поводом для введения уголовной ответственности для "злостных нарушителей" закона "О митингах" депутаты Госдумы от "Единой России" Александр Сидякин и Андрей Красов в 2014 году называли революцию в Киеве. Норма предусматривает наказание в виде штрафа в размере 1 млн руб. или лишения свободы сроком на пять лет.
Владимир Ионов мог стать вторым осужденным в России по новой статье, но в итоге стал первым, кто пожаловался на нее в Страсбург. Уголовное дело было возбуждено после того, как его четыре раза задержали при проведении одиночных пикетов. На первый пикет господин Ионов вышел в январе 2015 года, встав на Манежной площади с плакатом "Я Шарли Эбдо" — в знак солидарности с убитыми исламскими фанатиками французскими журналистами. К нему тут же подошел неизвестный молодой человек тоже с самодельным плакатом, после чего их обоих задержала полиция. Как пишет в жалобе в ЕСПЧ адвокат господина Ионова Ирина Хрунова из международной правозащитной группы "Агора", есть основания полагать, что это был провокатор. Дело в том, что одиночные пикеты не требуют согласования, а законодательство о митингах обязывает их участников соблюдать дистанцию друг от друга. В противном случае пикет перестает считаться одиночным. Несмотря на протесты, Владимир Ионов был оштрафован. Потом его задержали еще три раза, последний — в мае 2015 года, когда он ходил к СИЗО "Матросская Тишина" поддержать украинскую летчицу Надежду Савченко. После этого в отношении господина Ионова было возбуждено уголовное дело, по которому 8 декабря 2015 года суд должен был огласить приговор.
Днем раньше суд вынес первый приговор по ст. 212.1 УК РФ активисту Ильдару Дадину, приговорив его к трем годам лишения свободы. Узнав об этом, господин Ионов предпочел покинуть страну и уехал на Украину, где попросил политического убежища. Как отмечает госпожа Хрунова, с одной стороны, господин Ионов формально не исчерпал средств защиты на родине, так как в его отношении не был вынесен приговор, он лишь объявлен в розыск. "Но заявитель уверен, что в отношении него был бы однозначно только обвинительный приговор и наказание в виде тюрьмы. Именно поэтому заявитель скрылся от суда. В своей позиции он основывается на судьбе Дадина",— говорится в жалобе.
Факт своего уголовного преследования господин Ионов также считает нарушением права на свободу выражения мнения, поскольку его протест носил мирный характер. Кроме того, отмечается в жалобе, сама ст. 212.1 УК РФ противоречит Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку наказывает гражданина дважды за одно и то же деяние: сначала он несколько раз получает административное взыскание, а затем фактически за те же нарушения становится фигурантом уголовного дела.
Как заявил "Ъ" соавтор ст. 212.1 УК РФ депутат Александр Сидякин, ему жалоба кажется необоснованной. "В любом государстве гражданин не может просто так вот выйти на уличную акцию, когда ему того захочется, везде есть правила",— сказал он. По мнению депутата, активисты не вправе, не уведомив власти, проводить акции на оживленных улицах, "парализуя движение". "Свобода одного кончается там, где начинается свобода другого. Это все-таки закон, его текст известен, поэтому, когда Ионов его нарушал, он делал это сознательно",— убежден господин Сидякин.