Авиакомпании не хотят летать по кривым
Отрасль просит упростить спрямление маршрутов
Как выяснил "Ъ", авиакомпании попросили регуляторов разъяснить порядок спрямления маршрутов, что позволило бы сократить длительность рейсов, сэкономить на топливе и, возможно, снизить цены на авиабилеты. Эксперты оценивают возможную экономию авиакомпаний в миллиарды рублей в год. Но пока спрямление разрешено лишь в экстренных случаях или по предварительному согласованию. По мнению участников отрасли, при строгом выполнении этих требований в наиболее загруженных районах полетов в пиковые часы может возникнуть коллапс.
В конце прошлой недели в Минтрансе прошло совещание с участием представителей Росавиации, ГК по организации воздушного движения (ОрВД), Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) по вопросу полетов самолетов вне установленных трасс. Факт совещания "Ъ" подтвердили в ГК ОрВД и Минтрансе, отметив, что оно носило "рабочий характер".
Как рассказали "Ъ" источники, знакомые с ситуацией, АЭВТ попросила замминистра транспорта Валерия Окулова разъяснить правила использования воздушного пространства и условия спрямления маршрута по запросу экипажа — отклонения от маршрута на более прямую траекторию. В апреле после такого обращения диспетчера Петербургского центра управления воздушным движением ГК ОрВД ввела запрет на спрямление — на основании того, что любые изменения плана полета возможны при согласовании заранее с ведомствами или при форс-мажорах. По мнению экспертов АЭВТ, спрямление — единственный способ "ускорить и упорядочить поток воздушного движения". Глава комитета АЭВТ по аэронавигационному обслуживанию Леонид Щербаков пояснил "Ъ", что под спрямлением не подразумеваются полеты в запретных зонах или зонах ограничения полетов, а ассоциация просит уточнить формулировки законодательства во избежание двойственных трактовок.
Вице-президент Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Андрей Булин отметил, что спрямление широко используют за рубежом и до недавнего времени использовали в РФ. "Это позволяет сэкономить топливо, сохранить ресурс техники, ускорить прибытие в пункт назначения и избежать конфликтных ситуаций в воздушном пространстве",— говорит господин Булин. Он подчеркнул, что понятие "форс-мажор", на которое ссылаются чиновники, слишком неопределенное. "Нигде не записано, кто именно — экипаж или диспетчер — определяет такой статус ситуации и основание ее наступления",— отмечает господин Булин. Сейчас таким основанием, например, может быть больной пассажир на борту, погодные условия. По мнению Андрея Булина, если запрет на спрямление выполнять в полной мере, направляя самолеты строго в пределах воздушных коридоров, то в пиковые часы "возникнет коллапс" в зонах высокой интенсивности (Москва, Ростов, Петербург). S7 поддержала возможность спрямления маршрутов, поскольку сокращение продолжительности рейса приносит экономию: "Это важный фактор в формировании себестоимости авиабилета". Заместитель гендиректора группы S7 Дмитрий Куделькин ранее оценивал годовую экономию за счет сокращения длительности рейсов на пять минут в 15 млрд руб. ежегодно (всего авиакомпании РФ совершают около 600 тыс. рейсов в год).
"В мире подход к организации воздушного движения заключается в том, что это не директивное управление, а оказываемая участникам воздушного движения услуга,— замечает ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов.— Требование не допускать отклонений от трасс трудно объяснить чем-либо еще, кроме боязни взять на себя ответственность за решение. При этом спрямление могло бы экономить миллиарды рублей в год — только на трассе Петербург--Москва это снизило бы расход топлива в среднем на 200 кг на рейс, что принесло бы пользу и отрасли, и государству, и пассажирам. Но идея встречает труднообъяснимое сопротивление со стороны Росавиации".
В Росавиации "Ъ" заявили, что инициативу авиакомпаний приветствуют, всегда выступали за гибкое и эффективное использование воздушного пространства в интересах всех пользователей и ведут работу в этом направлении с ГК ОрВД. Но законодательство требует заблаговременного согласования полетов вне маршрутов с другими структурами, говорят в службе, изменение потребует глубокого анализа и проработки нормативно-правовых актов с учетом позиций заинтересованных сторон.