"Модель развития, основанная на добыче сырья, исчерпывает себя"

Гендиректор корпорации по развитию МСП Александр Браверман о том, как малый и средний бизнес поможет экономике

Ровно год назад была создана Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (МСП). Эта структура оперирует миллиардами рублей, которые должны пойти на развитие частного сектора экономики. Гендиректор корпорации АЛЕКСАНДР БРАВЕРМАН в интервью "Ъ" рассказал, как планируется распределять эти средства, кто будет гарантировать возврат кредитов малыми и средними предпринимателями и смогут ли они участвовать в закупках госкомпаний.

— Зачем нужна отдельная структура для развития малого и среднего предпринимательства, когда существуют другие механизмы поддержки этого сектора?

— Необходимость создания единой площадки для координации поддержки МСП назрела давно. Многочисленные действия государства в сегменте развития малого и среднего предпринимательства носили разнонаправленный характер. В результате до конца не удалось достичь заявленных целей — например, по части расширения доли субъектов малого и среднего бизнеса в закупках компаний с государственным участием или создания условий для обеспечения предпринимателей доступным финансированием. Поэтому указом президента Владимира Путина в июне прошлого года и была создана наша корпорация. О роли корпорации как единого центра поддержки говорится и в недавно утвержденной премьер-министром Дмитрием Медведевым стратегии развития малого и среднего предпринимательства до 2030 года.

— Неужели федеральные чиновники наконец поняли: нефть — не постоянная величина для бюджета?

— Очевидно, что модель развития, основанная на добыче углеводородного сырья, исчерпывает себя. Текущая ситуация (в экономике.— "Ъ") показала, что диверсификация — основной вопрос экономической повестки, а это, как показывает мировой опыт, возможно в первую очередь благодаря развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства. Но заниматься этим надо целенаправленно и максимально технологично.

— С одной стороны, федеральные власти заявляют о поддержке малого и среднего предпринимательства, с другой — региональные чиновники иногда демонстрируют диаметрально противоположное. Возьмем, например, скандал в Москве со сносом ларьков, владельцы которых платили налоги в тот же бюджет города...

— Власти Москвы и лично мэр Сергей Собянин способствуют созданию легальных рабочих мест посредством системного развития малого и среднего предпринимательства. Столица сильно опережает другие города страны по количеству технопарков и бизнес-инкубаторов. Став резидентами технопарков, те же средние и малые компании, занятые, к примеру, выпуском высокотехнологичной продукции, снижают свои расходы на инфраструктуру и создание производственных площадок, охрану. Если посмотреть статистику, то в Москве количество зарегистрированных предприятий, рабочих мест и налоговых поступлений в бюджет с каждым годом только увеличивается.

— Будет ли корпорация способствовать принятию федеральных законов, облегчающих жизнь малым и средним предпринимателям?

— У нас есть право выступать с предложениями относительно совершенствования законодательства. Так, к примеру, корпорация совместно с Минэкономразвития и депутатами Госдумы внесла предложение, касающееся упорядочения работы региональных гарантийных организаций (РГО), которая сегодня, мягко говоря, не урегулирована. Сейчас этот законопроект готовится ко второму чтению в Госдуме.

— В чем суть ваших предложений?

— Бюджет РГО, предоставляющих субъектам малого и среднего бизнеса гарантии по кредитам, на 80% формируется за счет федерального бюджета, остальная часть — средства регионов. При этом государство фактически не управляет этими организациями, хотя направляет туда средства в виде субсидий. То есть деньги перечислялись независимо от того, хорошо или плохо работает та или иная РГО, дает она гарантии банкам по кредитам для малого и среднего бизнеса или нет. Предложения состоят в том, чтобы те региональные гарантийные организации, которые работают плохо и не взаимодействуют с предпринимателями и банками, кредитующими проекты малых и средних предпринимателей, были лишены федеральной субсидии. Сейчас мы выстроили трехуровневую модель гарантийной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

— Что она собой представляет?

— Первый уровень — это корпорация МСП, которая предоставляет гарантии средних и крупных размеров. Как правило, речь идет о гарантиях по кредитам, сумма которых превышает 100 млн руб. Заявки на получение гарантий по таким займам рассматриваются от трех до десяти дней. Плюс мы предоставляем поручительства по "Программе 6,5%", что стимулирует банки кредитовать проекты малых и средних предпринимателей. К началу июня уже выдано таких гарантий и поручительств примерно на 10 млрд руб., а до конца этого года планируем на 30 млрд руб. Размер гарантийного портфеля с 14,5 млрд руб. за полгода работы корпорации вырос до 27 млрд руб. Сейчас в работе находится заявок на сумму до 69 млрд руб.

Второй уровень — это МСП-банк, где корпорация с конца апреля 2016 года является единственным акционером. Банк предоставляет гарантии по проектам, стоимость которых варьируется от 15 млн до 50 млн руб. С начала этого года МСП-банк выдал гарантий на 1 млрд руб., в то время как по итогам 2016-го должно быть 12 млрд руб. Третий уровень — это 81 региональная гарантийная организация. Они выдают гарантии на сумму до 25 млн руб. Из запланированной на этот год общей суммы гарантий 23 млрд руб. все РГО совокупно выделили 9,6 млрд руб.

Всего же по трем направлениям до конца 2016 года планируется выделить гарантий на общую сумму 65 млрд руб. Анализ показывает, что при таком размере гарантийной поддержки объем кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства составит не менее 130 млрд руб.

— Вы упомянули "Программу 6,5%". Под такой процент малый и средний бизнес может получать кредиты в банках?

— В рамках этой программы Центробанк предоставляет уполномоченным банкам под поручительство нашей корпорации кредиты по ставке 6,5% годовых. В свою очередь, банки выдают займы конечным заемщикам по ставке 11% для субъектов малого предпринимательства и 10% — для среднего. Сумма кредитов варьируется от 50 млн до 1 млрд руб., эти средства должны быть направлены для приобретения основных средств, модернизации и реконструкции производства, запуска новых проектов, а также для пополнения оборотного капитала. В отношении одного заемщика совокупная сумма кредита по программе не может превышать 4 млрд. руб.

— Этой программой вправе воспользоваться все субъекты МСП без исключений?

— Пока только те, кто работает в приоритетных отраслях экономики. Например, это агробизнес, производство продуктов питания, транспорт, связь, высокие технологии, строительство, внутренний туризм. Сейчас в программе участвуют 22 крупнейших российских банка, включая Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, Промсвязьбанк. В марте этого года было использовано более 90% средств лимита, установленного Банком России в размере 50 млрд руб. Тогда же совет директоров Центробанка решил увеличить до 75 млрд руб. лимит на предоставление кредитным организациям в рамках "Программы 6,5%".

— Легко ли сейчас субъектам МСП, выпускающим импортозамещающую продукцию, получить кредитование, учитывая, что помимо корпорации есть еще другие институты, например Фонд развития промышленности (ФРП)?

— Сейчас отрабатывается система финансирования субъектов МСП, которые выпускают импортозамещающую продукцию и ту, которая ориентирована на экспорт. Например, ФРП выдает кредиты на пять лет до 300 млн руб. на одну сделку под 5% годовых. Бесспорно, отличные условия. Но главное требование заключается в том, что фонд предоставляет 50% от необходимого объема финансирования. Не менее 15% должен внести акционер. Оставшиеся 35% придется брать по рыночной ставке. Такой кредит в высокотехнологичной сфере взять затруднительно. В этом случае представители МСП могут получить оставшуюся сумму в нашей корпорации по той же "Программе 6,5%". Кроме того, Российский фонд прямых инвестиций может входить в капитал средних компаний, занятых в несырьевом секторе, чья выручка составляет 0,5-2 млрд. руб. Фонд входит в капитал таких компаний (до 50%) и выходит через пять--семь лет. Таких же предпринимателей, выпускающих продукцию, ориентированную на экспорт, кредитует Российский экспортный центр. По этой же программе мы тесно взаимодействуем с Агентством стратегических инициатив. Так что у субъектов МСП сейчас достаточно широкий выбор инструментов финансирования инвестиционных проектов. Более того, вышеупомянутыми институтами развития принят регламент взаимодействия, и рассмотрение заявки не должно превышать 46 дней.

— Но как быть малым и средним предприятиям со сбытом продукции внутри страны, особенно сейчас, когда спрос сжат?

— У инфраструктурных монополий, АО с государственной долей участия от 50% плюс 1 акция спрос на продукцию достаточно высок.

— Госкомпании готовы закупать у малого и среднего бизнеса?

— Готовы. Но у них есть свои требования по адекватности качества и цены продукции плюс по срокам поставок. Правительством был определен перечень из 35 конкретных заказчиков, которые обязаны закупать продукцию у представителей малого и среднего бизнеса. С 22 крупнейшими заказчиками, включая "Роснефть", "Ростех", РЖД, "Росатом", "Ростелеком", "Россети", Уралвагонзавод, наша корпорация подписала соглашения о взаимодействии, активная работа по взаимодействию с крупными заказчиками продолжается.

— Вы можете привести какие-то цифры, чтобы оценить емкость рынка закупок продукции компаниями с госучастием у субъектов МСП?

— Сейчас крупнейшие заказчики закупают у субъектов МСП свыше 98 тыс. товарных позиций, объем закупок, по которым проводятся конкурсы, составляет около 520 млрд руб. К концу текущего года, по нашим прогнозам, эта сумма составит примерно 1 трлн руб. Общая сумма договоров, которые крупнейшие заказчики заключили с малыми и средними предпринимателями с января по апрель нынешнего года, составила 348,3 млрд руб. Сейчас средняя доля таких поставщиков в структуре закупок крупных госкомпаний превышает 26%, что в 2,6 раза превышает установленную правительством квоту. За закупками продукции у субъектов МСП серьезно следят Федеральная антимонопольная служба и Генпрокуратура.

— Не кажется ли вам странным присутствие Генпрокуратуры между двумя хозяйствующими субъектами — госкомпаниями и малыми и средними предпринимателями?

— Не кажется. Для обеспечения крупнейших заказчиков необходимой продукцией субъектам МСП нужно оборудование. Оно, как правило, покупается на кредиты или берется в лизинг. Для таких заемщиков в некоторых случаях кредиты бывают краткосрочными, скажем до трех месяцев. Представьте теперь: заказчик задержал оплату на длительный срок. В этом случае для предпринимателя стоимость заемных средств автоматически увеличивается, что подчас может привести к разорению компании. Контроль исполнения законодательства в сфере закупочной деятельности — прямая функция Генпрокуратуры.

— Для многих субъектов МСП сложно проходить сертификацию...

— Обязательная сертификация продукции, произведенной для крупнейших заказчиков, безусловно, нужна, но сейчас получение необходимого сертификата требует серьезных затрат, что для субъектов МСП не всегда по карману. Высокая стоимость процедуры подчас отсекает от участия в тендерах крупнейших компаний малый и средний бизнес. На наш взгляд, это (сертификация продукции.— "Ъ") непрофильный бизнес для крупнейших компаний, и притом что он необходим, по ценовым параметрам он должен быть регулируемым.

— Существует еще одна проблема — отсутствие точной информации о количестве реально работающих в стране малых и средних предприятий...

— Постепенно эта проблема решается. Было президентское поручение о создании единого реестра субъектов МСП. Кроме параметров численности работающих и объема выручки в заявительном порядке в него также будет включена номенклатура продукции, производимой малыми и средними предприятиями в формате, максимально совпадающем с требованиями крупнейших заказчиков. Исполнение данного поручения контролируется первым вице-премьером Игорем Шуваловым, главой Минфина Антоном Силуановым. Реализует эту задачу Федеральная налоговая служба. Помощь в этом нам оказывает и комитет по бюджету и налогам Госдумы, возглавляемый Андреем Макаровым.

— Последние социологические опросы показывают, что 60% россиян считают, что для экономики страны важно малое и среднее предпринимательство, которому доверяют больше, чем крупному бизнесу. Но при этом большая часть опрошенных не готова заниматься бизнесом. Как думаете, связано ли это с опасениями граждан, что государство в любой момент может поменять свое отношение к субъектам МСП?

— Так не считаю. Многие наши сограждане недоинформированы. Знаете ли вы, например, какие бизнесы надо развивать в том районы Москвы, где живете? Чтобы найти ответ на этот вопрос, мы запускаем бизнес-навигатор МСП. Этот ресурс дает предпринимателям понимание, где и какой вид бизнеса можно развивать. Вы выбираете город, район, улицу и на интерактивной карте видите потенциальное место расположения бизнеса с подсчетами возможного потока клиентов, примерной ежемесячной выручкой.

Плюс там же возможно найти информацию о конкурентной среде. Более того, навигатор покажет следующую информацию: есть ли в конкретно взятом районе помещения, находящиеся в федеральной, региональной или муниципальной собственности (это позволяет арендовать такие площади по льготной стоимости), можно ли получить кредит для открытия своего дела и какая существует гарантийная поддержка со стороны нашей корпорации, МСП-банка или региональной гарантийной организации. Важным вопросом является стоимость присоединения к инфраструктуре (электричеству, газу, воде, теплу). В создании этой части бизнес-навигатора нам оказывают поддержку помощник президента Андрей Белоусов и начальник экспертного управления президента Владимир Симоненко.

— Навигатор предоставляет информацию только по крупным городам?

— Первый этап, который стартует в ближайшие дни, охватывает 76 городов с населением более 250 тыс. человек. Второй этап, планируемый срок его реализации — конец текущего года, охватывает 169 городов с населением более 100 тыс. человек. Дальнейшая финансовая поддержка и совершенствование бизнес-навигатора по этим городам, а в них сосредоточено примерно 60% МСП по численности, дающих 80% доходов, будут осуществляться корпорацией. Параллельно регионам будет передан стандарт, который они смогут тиражировать на муниципальном уровне.

Интервью взял Халиль Аминов

Корпорация МСП

Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (АО "Корпорация МСП") создана на базе Агентства кредитных гарантий в соответствии с указом президента РФ "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" от 5 июня 2015 года. Единственным учредителем и акционером является Росимущество. Уставный капитал корпорации — 50 млрд руб. Среди основных целей — оказание поддержки малому и среднему бизнесу, привлечение для этого денежных средств, расширение для таких предприятий доступа к закупкам некоторых заказчиков, сопровождение инвестиционных проектов. Приоритетными направлениями для гарантийной поддержки являются сельское хозяйство, строительство, обрабатывающее производство, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа и воды, а также импортозамещающей продукции. Сейчас в работе находится заявок на сумму до 69 млрд руб. До конца 2016 года планируется выделить гарантий на сумму 65 млрд руб. С апреля 2016 года корпорации принадлежат 100% АО "МСП-банк" (предоставляет гарантии по проектам стоимостью до 50 млн руб.).

Браверман Александр Арнольдович

Родился 1 мая 1954 года в Харькове (Украина). В 1981 году окончил Харьковский инженерно-экономический институт, затем аспирантуру Московского института тонкой химической технологии (МИТХТ). Работал на Московском кабельном заводе, преподавал в МИТХТ. В 1995-1997 годах — президент Российской ассоциации маркетинга, председатель научно-консультационного совета Госкомимущества. C 1996 года — член коллегии Госкомимущества, член правления РФФИ. В 1997-1999 годах — первый заместитель главы Госкомимущества, затем Мингосимущества. В январе--марте 1999 года исполнял обязанности министра. С 2000 года — первый заместитель министра имущественных отношений, статс-секретарь. В 2004 году стал советником министра экономического развития и торговли Германа Грефа. В 2006 году возглавил комиссию по развитию рынка доступного жилья при Совете при президенте по реализации приоритетных национальных проектов. В августе 2008 года назначен гендиректором Фонда РЖС. С октября 2015 года — глава Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Доктор экономических наук, автор научных работ по маркетингу. Награжден орденами Почета и "За заслуги перед Отечеством" IV степени.

Вся лента