Измену родине оценили минимально
Вынесен приговор по делу бывшего сотрудника ФСБ и Московской патриархии Евгения Петрина
Бывший сотрудник ФСБ и отдела внешних церковных связей (ОВЦС) Московской патриархии (МП) Евгений Петрин вчера был приговорен к 12 годам лишения свободы за государственную измену, хотя прокурор требовал лишить его свободы на 19 лет. Суд посчитал доказанным, что Петрин встречался в Москве с сотрудниками ЦРУ, которым раскрыл секретные данные об одном из отделов на своем первом месте работы. Защита осужденного отмечает, что за весь процесс ей дали допросить лишь одного свидетеля — бывшего сослуживца Евгения Петрина по ФСБ, который охарактеризовал его положительно.
Дело Евгения Петрина слушалось в Мосгорсуде. В ходе прений на минувшей неделе прокурор потребовал приговорить его практически к максимальному сроку по ст. 275 УК РФ (госизмена) — 19 годам колонии. Защита бывшего сотрудника ФСБ и ОВЦС МП просила его полностью оправдать. В итоге суд приговорил Петрина к 12 годам колонии. При этом он еще и будет оштрафован на 200 тыс. руб., а после освобождения свобода его передвижений будет ограничена в течение двух лет.
Дело Евгения Петрина носило гриф "секретно", суд по его делу проходил в закрытом режиме, поэтому в этой истории много белых пятен. Известна фабула обвинения. Евгений Петрин окончил Академию ФСБ и до 2013 года работал в одном из подразделений ведомства, отвечающих за контрразведку, в том же году перешел на работу в ОВЦС МП, где в числе прочего отвечал за связи с Украиной. Следствие посчитало, что, устроившись на работу в патриархию, Петрин наладил связь с неустановленными сотрудниками ЦРУ в Москве. Весной-летом 2013 года он передал им "установочные данные" нескольких кадровых сотрудников отдела ФСБ, в котором раньше работал, и сведения о штатной структуре этого подразделения.
Сам Петрин настаивал на иной версии: якобы в ОВЦС МП он раскрыл "крота", который работал "на раскол Русской и Украинской православных церквей", и решил установить с ним связь, чтобы потом сдать его ФСБ. Бывшие коллеги такую самодеятельность не оценили, квалифицировав контакты с иностранным шпионом как государственную измену. Кроме того, Евгений Петрин отказался от признательных показаний, заявив, что дал их под давлением и угрозами.
Как заявил "Ъ" адвокат Евгения Петрина Иван Павлов, возглавляющий правозащитную организацию "Команда 29", приговор его подзащитному показывает, что обе версии показались суду неоднозначными. "Ему дали минимальный срок. Наши суды, если не видят доказательств, предпочитают делать именно так, а не оправдывать. Значит, есть перспективы в Верховном суде, где мы обжалуем приговор",— считает адвокат. По его словам, в ходе разбирательства суд не удовлетворил ни одного ходатайства защиты, в итоге адвокату удалось лишь допросить свидетеля обвинения — сотрудника ФСБ, с которым раньше работал Евгений Петрин. Как отметил господин Павлов, бывший коллега охарактеризовал его доверителя положительно.
Эксперт по спецслужбам и главный редактор сайта "Агентура.ру" Андрей Солдатов находит дело Евгения Петрина неоднозначным. "Возможно, это связано с тем, что любая история, где упоминается Украина, у ФСБ теперь в приоритете. Последние известные дела о госизмене связаны с этой страной",— сказал он "Ъ". Например, в августе 2015 года был вынесен приговор россиянину, жителю Брянской области Виктору Шуру, которого признали виновным в шпионаже в пользу Украины. Однако адвокат Павлов уточнил, что в обвинительном заключении Украина не упоминается, речь идет лишь о Москве. "В таком случае если суд установил, что в Москве сотрудники ЦРУ спокойно вербуют бывших сотрудников ФСБ, то в самом ведомстве должны сделать оргвыводы в отношении тех самых бывших коллег Петрина, которые это допустили",— считает господин Солдатов.