«Нехватка мезатона — это не единичная история»

Дистрибутор украинского препарата предупредил о возможном отсутствии и других лекарств

Правительство пообещало разобраться в вопросе нехватки медицинского препарата мезатон: вице-премьер Ольга Голодец заявила, что перебоев в поставках «категорически быть не должно и не будет». Она заявила, что все проблемы, связанные с поставками мезатона, «будут решаться в течение нескольких часов, и лекарство поступит во все лечебные учреждения всех регионов в полном объеме». Генеральный директор ООО «Алвилс» (дистрибутор мезатона на территории РФ) АЛЕКСЕЙ ИОНОВ подтвердил корреспонденту “Ъ” АЛЕКСАНДРУ ЧЕРНЫХ готовность поставить в Россию 100 тыс. упаковок препарата «в качестве социальной миссии». При этом бизнесмен подчеркнул, что перебои с поставками угрожают не только мезатону, но и другим жизненно необходимым препаратам, поскольку их закупочные цены принимались государством, «когда доллар стоит 30 руб.».

Фото: Виктор Коротаев, Коммерсантъ

— Так в чем все-таки причина прекращения поставок мезатона?

— Причина в том, что у нас в России регулируются цены на лекарства из списка жизненно необходимых и важнейших препаратов, ЖНВЛП. Государство установило для каждого такого препарата потолок закупочной цены с возможностью небольшой ежегодной индексации — по уровню инфляции. Но эти цены были сформированы исходя из коммерческой картины в то время, когда доллар стоил 30 руб. А при увеличении курса доллара в два раза на столько же выросла и себестоимость препаратов нижнего ценового сегмента. Ведь там и сырье импортное, закупается украинцами за валюту, и оборудование иностранное — а оно тоже, бывает, требует замены или амортизации. Так что решение о прекращении поставок было принято с калькулятором в руках.

— Вы можете назвать себестоимость мезатона?

— Сейчас нулевая себестоимость составляет для завода-производителя в районе 26–27 руб. за упаковку. А его реестровая цена — около 28 руб. И дороже мы не имеем права продавать — вернее, государство не имеет права покупать по более высокой цене.

— Какие есть варианты в таком случае? Россия должна законодательно установить новую цену на мезатон?

— Нет, ну без препарата Россия не останется. Мы в 2014 году его ввезли примерно 600 тыс. упаковок, в 2015 году, когда начались экономические проблемы, уже 200 тыс. Запасы есть. Ну и мы сейчас приняли решение, что ввезем по старой цене минимум 100 тыс. упаковок — в качестве социальной миссии, ну и просто чтобы присутствовать на рынке.

Но я хочу подчеркнуть: нехватка мезатона — это не единичная история. «Отваливаться» будут и другие препараты, в том числе и российские. Потому что при таком курсе доллара продавать их государству по старой цене просто невыгодно. Так что здесь надо пересмотреть закупочные цены в соответствии с реалиями. Иначе получается, что благая идея государства ограничить рост цен на лекарства оборачивается полной противоположностью. Вымывают дешевый сегмент из аптек, а потом замещают дорогими иностранными лекарствами, на которые изначально была установлена цена выше.

Также я от себя лично хотел бы подчеркнуть: здесь совершенно не важно, что мезатон производится в Харькове, в этой истории нет никаких политических проблем. Украинские производители — это наши партнеры и друзья. Здесь исключительно экономическая проблема, которая затрагивает и российских производителей.


Почему Минпромторг призвал отпустить стоимость дешевых лекарств

Минпромторг в марте предложил полностью отказаться от регулирования цен на дешевые лекарства — соответствующее письмо ведомство направило в правительство 12 февраля. По мнению ведомства, государству пора перестать регулировать цены на такие лекарства — при нынешней стоимости они оказываются нерентабельными, а госсубсидии помогут производителям только на короткий срок. Читайте подробнее

Как ульяновская прокуратура выясняла, почему пациентов заставляют покупать лекарства

Власти Ульяновской области вынуждают медучреждения занижать объем потребностей в лекарствах, заявила в мае областная прокуратура после проверки региональной системы здравоохранения. По заявлению прокуроров, препараты для стационаров закупались, исходя из «доведенного до медиков объема бюджета», граждане были вынуждены оплачивать и лекарства, и в ряде случаев хирургические операции. Хотя схожие проблемы отмечают во многих регионах, в таком системном виде проблему с отсутствием лекарств признают только в Ульяновске. Читайте подробнее

Вся лента