«Нельзя договориться и провести обмен в течение часа»

Самолет с одесскими журналистами прибыл в Москву

Одесские журналисты Елена Глищинская и Виталий Диденко прилетели в Москву. На Украине их обвиняли в сепаратизме. Ранее президент России Владимир Путин помиловал осужденных в России украинцев Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко, которых и обменяли на одесских журналистов. Посредником при освобождении Глищинской и Диденко стал спецпредставитель президента Украины в трехсторонней контактной группе Виктор Медведчук. Пресс-секретарь Виктора Медведчука Олег Бовавин ответил на вопросы ведущей «Коммерсантъ FM» Натальи Ждановой.

Фото: Николай Лазаренко/Pool, Коммерсантъ

— Как проходили переговоры по этому обмену, и почему именно Виталия Диденко и Елену Глищинскую решили обменять на Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко, звучали какие-то другие кандидатуры при этом?

— Переговоры начались достаточно давно. По просьбе президента Украины Петра Алексеевича Порошенко Виктор Медведчук занимался возвращением на Украину Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко. Сегодня он прибыл в тюрьму Лефортово, где встретился с этими людьми, которым был зачитан указ президента РФ Владимира Путина о помиловании. После чего он сопроводил их в аэропорт Внуково, где посадил на украинский самолет. Что касается того, почему именно Глищинская и Диденко были обменены, переговорный процесс достаточно сложный, и необходимо учитывать все позиции. Был интерес с российской стороны к этим людям. И я понимаю, чем он был вызван. Как известно, Елена Глищинская была беременна и родила ребенка, уже находясь в заключении. Естественно, освобождение этой женщины – это гуманитарная акция. И к интересам российской стороны, в частности, российского президента, надо относиться с полным пониманием. Действительно этого человека надо было освобождать, обеспечивать ему нормальные условия, это просто по-человечески понятно.

— На территории Украины ведь содержатся россияне, которых тоже нужно освобождать. Именно этот факт сыграл свою роль, да?

— Безусловно. Я вижу этот факт как наиболее важный. Да, на территории Украины содержатся россияне. И я понимаю интерес к освобождению этих людей. И, насколько мне известно, сейчас Виктор Владимирович Медведчук продолжает находиться в Москве, несмотря на то, что мероприятие по обмену уже завершено, и те, и другие, Афанасьев и Солошенко, Глищинская и Диденко уже находятся в других странах, однако Виктор Медведчук продолжает вести переговоры по освобождению других удерживаемых лиц, и ему можно пожелать только удачи в этом, и завтра он будет находиться в Минске, где в рамках трехсторонней контактной группы будет решать вопрос по обмену тех людей, которые сегодня удерживаются на территории Донецкой и Луганской областей и на территории Украины.

— На территории России отбывают наказание режиссер Олег Сенцов, а также Александр Кольченко, их осудили по делу о подготовке теракта в Крыму. Идет ли сейчас разговор об их обмене и когда он может состояться? Принимает ли Виктор Медведчук в этом участие?

— Насколько мне известно, Виктор Медведчук принимает живое участие в судьбе всех граждан, которые сегодня по тем или иным причинам содержатся на территории Украины и на территории России. Что касается конкретных персоналий, мы стараемся сразу давать информацию о том, что готовится тот или иной обмен, например, в случае с Афанасьевым и Солошенко, Виктор Медведчук сказал об этом еще на прошлой неделе и неоднократно говорил об этом и раньше.

— А по Сенцову и Кольченко нет такой информации на данный момент?

— Я вам еще раз могу сказать, что переговоры ведутся, но говорить о том, что есть какой-то прогресс, можно только в том случае, когда достигнута определенная договоренность. Сейчас я бы хотел избежать озвучивания конкретных фамилий, это может помешать переговорному процессу, в котором все стороны заинтересованы.

— Сколько человек сейчас находится в российских и украинских тюрьмах и СИЗО, сколько человек потенциально могут быть обменены в итоге?

— Там находится достаточно большое количество людей. Мне сейчас более интересна с учетом тех переговоров, которые будут идти в Минске, перспектива завтрашнего дня, возможный обмен, который неоднократно анонсировался, — это обмен «25 на 50» — тех, кто находятся в ОРДЛО и тех, кто находится на территории Украины. Неоднократно говорилось об обмене, в ходе которого будут обменены 25 украинских военнослужащих на 50 людей, поддерживающих ОРДЛО. Этот вопрос будет проговариваться завтра, и очень бы хотелось его решить положительно.

— Но если завтра будет положительное решение, то в какой перспективе это может произойти, вот этот обмен?

— Это требует технической подготовки, безусловно, там линия соприкосновения, которая порою обстреливается, в последнее время, насколько мне известно, чаще, чем раньше, там сложная ситуация, и, естественно, нельзя просто договориться и в течение часа произвести обмен.

— То есть это несколько недель, как минимум?

— Я не могу называть точные даты, я не думаю, что после достижения договоренности нужно несколько недель, ну или нескольких часов будет недостаточно. Но работа идет постоянно, ей постоянно занимается Виктор Медведчук, который в том числе лично выезжает на эти территории, лично подготавливает эти обмены, то есть эта работа ведется постоянно.

— Как вообще технически происходит согласование кандидатур для обмена, кого в первую очередь обменивать, кого во вторую, принимает ли в этом непосредственное участие, в составлении этих списков, Владимир Путин и Петр Порошенко?

— Вы задаете мне вопрос, который уместнее адресовать Владимиру Путину и Петру Порошенко.

— Я думала, что вы как пресс-секретарь Виктора Медведчука можете знать об этом.

— Конечно, могу. Что касается составления списков, я уверен, что они составляются консенсусно.

Вся лента