Инфраструктура теряет частные деньги
Мировые вложения в нее стагнируют
Частные вложения в инфраструктурные проекты в энергетике за последний год сократились на треть, свидетельствуют данные Всемирного банка. Суммарные инвестиции оказались сопоставимы с 2014 годом и составили $111,6 млрд — от падения мировой показатель спас крупный проект аэропорта в Турции, на которую пришлось 40% вложений. Во всех странах БРИК, включая РФ, частные вложения в инфраструктуру упали более чем вдвое.
В 2015 году суммарный объем частных инвестиций в инфраструктуру развивающихся стран составил $111,6 млрд против $111,7 в 2014-м — это меньше, чем в среднем за пять лет ($124,1 млрд), свидетельствуют новые данные Всемирного банка. В отношении к суммарному ВВП доля инвестиций снизилась на 20%, до 0,4% ВВП. В статистике учитывались только закрытые сделки, по которым перечислено финансирование.
Самым крупным проектом стало строительство международного аэропорта в Стамбуле — оно оценивается в $35,6 млрд, из них $29,1 млрд составила плата государству по концессионному соглашению на 25 лет. В целом на Турцию пришлось 40% глобального объема частных вложений в инфраструктуру ($44,7 млрд, на 50% выше среднего за пять лет). На втором месте — Колумбия ($11,9 млрд, в основном строительство дорог), на третьем — Перу ($7 млрд, новая ветка метро за $5,4 млрд), в обеих странах объем вложений был существенно выше средних за пять лет значений. Далее следуют Филиппины ($5,9 млрд), Бразилия ($4,5 млрд), Чили ($4,3 млрд), ЮАР ($4 млрд) и Мексика ($3,97 млрд).
В России, занявшей восьмую строчку, объем частных инвестиций в инфраструктуру в 2015 году составил $3 млрд — это существенно ниже среднего за пять лет показателя в $5,5 млрд. Всего ВБ насчитал четыре проекта с частными инвесторами. Крупнейший — передача в концессию на 30 лет более 350 объектов водопроводного хозяйства в Волгограде, еще три — платные дороги (включая участок трассы Москва--Санкт-Петербург).
В других странах БРИК ситуация не лучше: в Бразилии объем вложений в 2014 году был на порядок выше ($47,2 млрд), в Китае в 2015 году частные вложения составили всего $3 млрд (годом ранее — 6,9 млрд, в основном небольшие проекты на десятки миллионов долларов), в Индии — $4,2 млрд против $9,2 млрд. В сумме на три страны пришлось всего 10% вложений (в 2014 году — 54%). Сократился объем частных инвестиций и в Юго-Восточной Азии ($5,6 млрд, на 80% ниже, чем в среднем за пять лет).
Без учета Бразилии, Индии и Китая рост инвестиций составил 92%, до $99,9 млрд — это рекорд, указывают в ВБ. Растет и средний объем вложений — в более чем 40 проектов он превысил $500 млн (в среднем по году $419 млн, не считая крупнейшей сделки, в 2011-м было $175 млн). "Это указывает на рост уверенности инвесторов и готовность банков кредитовать более крупные проекты в небольших странах",— отмечают в ВБ. Банки развития участвовали в 16% сделок, в основном в энергетике.
Больше всего инвестиций направлено в транспортные проекты — 63% ($69,9 млрд), это на треть больше, чем годом ранее, доля этой категории росла примерно с 40% в 2013-м. Вложения в энергетику сократились на треть — до $37,6 млрд (34% всех вложений и две трети проектов). При этом вложения в электрогенерацию продолжают снижаться, но инвестиции в солнечную энергетику выросли на 72% до $9,4 млрд (крупнейшая сделка — вложения на $900 млн в ЮАР), схожий объем средств инвестирован в ветрогенерацию. В среднем на возобновляемую энергетику пришлось 63% инвестиций в энергопроекты против 40% ранее. Среди ископаемого топлива больше всего инвестиций пришлось на уголь (19%), а оставшиеся 4% общего объема инвестиций — проекты, связанные с водоснабжением.