Как устроен «Кинотавр»
Образца 2016 года
Открывая чуть больше недели назад 27-й «Кинотавр», его президент Александр Роднянский сказал, что фестиваль представляет собой «моментальный снимок состояния дел нашего кинематографа». Так оценивать положение дел предлагаем и мы, рассказывая, что же происходило в Сочи последние восемь дней.
Актриса Светлана Ходченкова во время церемонии открытия кинофестиваля
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Кадр из фильма Алексея Красовского «Коллектор» (2016)
Фото: filmz.ru
Кадр из фильма Дениса Шабаева «Чужая работа» (2016)
Фото: filmz.ru
Кадр из фильма Ивана Твердовского «Зоология» (2016)
Кадр из фильма Ильи Учителя «Огни большой деревни» (2016)
Кадр из фильма Оксаны Карас «Хороший мальчик» (2016)
Кадр из фильма Сергея Осипьяна «Лунатики» (2016)
Отель «Жемчужина», который на время проведения «Кинотавра» превращается в главный фестивальный штаб
Актер Дмитрий Дюжев с супругой Татьяной во время церемонии открытия кинофестиваля
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актер Михаил Ефремов с дочерью Анной-Марией во время церемонии открытия кинофестиваля
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Церемония открытия кинофестиваля в Зимнем театре
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Группа Therr Maitz во время церемонии открытия кинофестиваля в Зимнем театре
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актриса Паулина Андреева и председатель попечительского совета «Кинотавра», режиссер Федор Бондарчук во время церемонии закрытия кинофестиваля
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Пресс-конференция съемочной группы фильма «Хороший мальчик»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Гости фестиваля занимались фитнесом прямо на улице
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
XXVII Российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Слева направо: президент кинофестиваля «Кинотавр», продюсер Александр Роднянский, актер Сергей Гармаш и председатель попечительского совета кинофестиваля «Кинотавр», режиссер Федор Бондарчук перед показом фильма Алексея Красовского «Коллектор» в Зимнем театре
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Слева направо (в первом ряду): члены основного жюри кинофестиваля актриса Мария Шалаева, режиссер Николай Лебедев и актер Сергей Шакуров на премьере дебютного фильма актера Гоши Куценко «Врач»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Слева направо: главный редактор журнала «Hello!» Светлана Бондарчук, олимпийская чемпионка по фигурному катанию Татьяна Навка и актриса Алика Смехова на завтраке журнала «Hello!»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Актриса Виктория Исакова на коктейле журнала L’Officiel Россия
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Певица Ёлка на церемонии закрытия кинофестиваля
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Режиссер Оксана Карас (на первом плане), получившая Гран-при за фильм «Хороший мальчик»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Церемония закрытия кинофестиваля. Министр культуры России Владимир Мединский (слева) и режиссер Денис Шабаев (справа), получивший награду на лучший дебют и диплом критиков за фильм «Чужая работа»
Фото: Коммерсантъ / Ирина Бужор
Место проведения
Церемония открытия кинофестиваля в Зимнем театре
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
Каждый год в начале июня весь отечественный киномир высаживается в аэропорту Адлера, чтобы отправиться в гостиницу «Жемчужина», которая на время проведения «Кинотавра» неизменно превращается в главный фестивальный штаб. До Зимнего театра, где и проходят показы, от нее всего два шага. Нужно только подняться по лестнице, почти всегда окруженной сочинцами. Самые стойкие готовы простоять и час, и два, чтобы повстречать любимых артистов. Кто-то ждет Дюжева, кто-то — Ефремова, и почти все — Бондарчука. Иногда люди фотографируют «на всякий случай» или даже подходят уточнить, не актер ли вы. Особенный апогей ожидает звездную дорожку, как ее здесь именуют, во время церемоний открытия и закрытия. Пестрая толпа окружает красный ковер, тянущийся вверх по лестнице театра. И если гости фестиваля вынуждены соблюдать дресс-код, то горожане свою привычную одежду на строгие костюмы менять не намерены — это можно заметить по любой фотографии с «Кинотавра», где black tie разбавлен вещами всех возможных цветов. В раскиданных по соседству с «Жемчужиной» тавернах и ресторанах официанты всегда готовы поговорить о новом русском кино и о том, что с ним происходит, а после, конечно, налить. Это настоящие места силы, собирающие по вечерам съемочные группы, компании из киноведов и кинокритиков, организаторов и других отмечающих премьеры и не спешащих расходиться по номерам гостей «Кинотавра».
Организация
Зимний театр на Театральной площади в Сочи
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
За то, чтобы «Кинотавр», крупнейший в стане смотр отечественного кино, проходил без сбоев, отвечает большая команда во главе с президентом фестиваля Александром Роднянским, программным директором Ситорой Алиевой и продюсером Полиной Зуевой. На церемонии закрытия последняя удостоилась особенно бурных аплодисментов собравшихся, что неудивительно: показы в Зимнем театре начинались вовремя, а строгие билетеры исключений не делали ни для кого: опоздал — изволь нести ответственность. Зал же сочинского театра неизменно заполнялся до предела — будь то громкая премьера «Ученика» Кирилла Серебренникова, программа короткого метра или дебютный фильм Алексея Красовского «Коллектор». Единственная и традиционно любимая всеми журналистами проблема была связана с интернетом, который порой отказывался работать.
Кино
Режиссер и актриса Рената Литвинова во время церемонии открытия кинофестиваля
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
В программу основного конкурса «Кинотавра» в этом году вошли 14 фильмов, девять из них оказались дебютами, а пять были сняты режиссерами-женщинами. Тенденции налицо, и о них на фестивале напоминать не забывали.Церемонию открытия ее ведущая Рената Литвинова начала как раз с того, что уже 27 лет индустрия находится в ожидании нового гения, и предположила: быть может, Тарковский, Феллини или Иоселиани нашего времени встретится именно здесь и сейчас. Актриса и режиссер не постеснялась назвать конкурсантов бриллиантами. Мысль поспешили подхватить и Александр Роднянский, и председатель жюри, режиссер Николай Лебедев (тот самый, что снял успешные в прокате картины «Легенда № 17» и «Экипаж»). К слову о судейской коллегии: она в этом году состояла из киноведа и редактора журнала «Искусство кино» Нины Зархи, актрисы Марии Шалаевой, продюсера Джаника Файзиева, оператора Сергея Мачильского, актера Сергея Шакурова, сценариста Анны Пармас и упомянутого уже господина Лебедева. На протяжении шести фестивальных дней они посмотрели 14 работ, что дело, разумеется, непростое, как и поиск бриллиантов, коль уж проводить предложенную Литвиновой параллель. Разные жанры, разные сюжеты, и все претендуют на Гран-при. Помимо основной конкурсной, у фестиваля есть и программа короткого метра — со своим собственным жюри. В нее на этот раз вошли 26 работ, отобранные почти из четырех сотен заявок.
Программа
Кадр из фильма Ольги Столповской «Год литературы» (2015)
Еще одна отличительная черта фестиваля этого года — интерес к документальному кино. В программе оказались сразу два таких проекта. Первый — «Год литературы» Ольги Столповской, решившей рассказать о жизни писателя Александра Снегирева, лауреата премии «Русский Букер» и по совместительству мужа режиссера. В кадре Столповская появляется тоже, обсуждая со Снегиревым то поход в школу приемных родителей, то кризис, то поэзию. Второй — дебютная «Чужая работа» Дениса Шабаева, посвященная жизни гастарбайтера по имени Фаррух, который не просто хочет найти во всем смысл, но мечтает стать известным актером. Шабаев в результате увез с «Кинотавра» сразу две награды, получив приз за «Лучший дебют» и диплом Гильдии киноведов и кинокритиков России со специальной формулировкой «За создание документального киноромана "Отверженные"». Киноведы и кинокритики, кстати, были настроены весьма решительно, сообщив на церемонии, что Год российского кино, по их мнению, стал годом кризиса и упадка российского кино. Впервые за 27 лет они решили не присуждать приз и диплом никому, но потом все же сменили гнев на милость и вручили награды. Вторая ушла Ивану И. Твердовскому за его «Зоологию». В не первом своем фильме, который режиссер привозит на «Кинотавр», Твердовский решил поразмышлять на тему того, как одно физическое изменение (а это попросту выросший хвост) меняет в судьбе тихого научного сотрудника Наташи очень многое. Пример авторского кино, «Зоология» вызвала у зрителей реакцию неоднозначную, но определенно бурную. Оказались в программе и несколько комедий. Одной из них — «Хорошим мальчиком» Оксаны Карас — основной конкурс открылся, другой — «Огнями большой деревни» Ильи Учителя — закрылся. Обе были отмечены судейской коллегией. И если фильм «Огни большой деревни» получил специальный диплом жюри и приз «За лучший сценарий» (он достался Константину Челидзе), то «Хороший мальчик» сорвал Гран-при.
Результаты
Кадр из фильма Кирилла Серебренникова «Ученик» (2016)
Фото: filmz.ru
В принципе, основной интригой «Кинотавра» можно было считать вопрос о том, получит ли главный приз фестиваля «Ученик» Кирилла Серебренникова. Картину, которую показывали под конец смотра, в субботу, ждали все. Успев побывать в Каннах, родившийся из спектакля «Гоголь-центра» фильм наделал там немало шума, отголоски которого до сих пор раздаются. Театральная постановка по пьесе немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга, затем перенесенная режиссером Серебренниковым на экран, стала высказыванием громким и актуальным. В итоге «Ученик» забрал награду «За лучшую режиссуру», Гран-при же ушел комичному «Хорошему мальчику».
Вечеринки
Актрисы Екатерина Архарова (вторая слева), Анна Чурина (в центре) и Елена Захарова (вторая справа) на завтраке журнала «Hello!»
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
Любой фестиваль — это не только конкурсные показы фильмов, но еще и вечеринки. В случае «Кинотавра» они ничем не тише московских. Пожалуй, поделить их можно на два типа. Первые проходят прямо на пляже гостиницы «Жемчужина» и вписаны в официальную программу. И если во время премьер каждые несколько минут в зале Зимнего театра непременно падает чей-то телефон, то после, на вечеринках, с той же регулярностью летят на пол уже бокалы. В этом году здесь вместе с Антоном Беляевым и его группой Therr Maitz отмечали открытие, танцевали под Tesla Boy и закрывали смотр на пару с певицей Ёлкой. Здесь же вручали награды победителям конкурса короткого метра и поздравляли их под песни Игоря Григорьева, расходясь уже далеко за полночь.
Вторые — не менее шумные — организовывают друзья и партнеры «Кинотавра». В числе главных — давно ставший традиционным завтрак журнала «Hello!», переехавший год назад на одну из террас гостиницы «Родина». На нем принято рассматривать виды, а затем, во время самого завтрака, знакомиться с новыми кинопроектами. На этот раз речь шла о «Притяжении» — фантастическом блокбастере Федора Бондарчука, который можно будет увидеть в прокате в январе следующего года. Не отстают от «Hello!» и другие издания. Собственные вечеринки устроили и L’Officiel — в отеле Hyatt Regency Sochi, и GQ вместе с Louis Vuitton — они собрали гостей прямо на яхте. Если говорить о светской составляющей, то каждый, разумеется, стремился зазвать к себе новых героев. Среди первых здесь можно назвать актрису «Мастерской Петра Фоменко» Ирину Горбачеву, представлявшую на фестивале короткометражную работу Сергея Осипьяна «Лунатики» и фильм «Я умею вязать». Многосюжетные ролики в Instagram вывели ее популярность на совершенно новый уровень, так что Горбачева быстро оказалась объектом самого пристального внимания со стороны хроникеров, чего ничуть не испугалась, продолжив иронизировать и перед камерами.
Выводы
XXVII Российский кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи
Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ
Каждый раз, когда фестиваль заканчивается, город пустеет. Если вы задержитесь в Сочи хотя бы на день, то увидите, как сматывают дорожку у Зимнего театра, убирают заграждения, как актеры, режиссеры, сценаристы и другие причастные к миру кино люди сменяются в ближайших тавернах отдыхающими. Зато в аэропорту Адлера вновь сплошь знакомые лица, которые спешат вернуться в Москву. Через год они приедут сюда снова, и все повторится. Открытие, конкурсная программа, дискуссии и пресс-конференции, рынок кинопроектов, питчинги, вечеринки, специальные показы, закрытие. Такая стабильность нашему нестройному миру, пожалуй, на пользу — знать, что всегда есть куда приехать в начале июня, чтобы смотреть кино, ронять телефоны и бить бокалы, все-таки приятно.