20 фильмов ММКФ, которые надо посмотреть

Выбор Игоря Гулина

23 июня открылся 38-й Московский международный кинофестиваль. Игорь Гулин выбрал фильмы из внеконкурсных программ, на которые стоит сходить


Фильм открытия

Ке-ды Сергей Соловьев, 2016

Семидесятилетний автор "Ассы" и "Ста дней после детства" продолжает снимать карнавальные трагикомедии о красивой и ненужной молодости. В основе нового фильма — рассказ писателя Андрея Геласимова о юноше по кличке Джагер. Герой уходит в армию, а перед тем покупает себе красивые кеды, а также попадает в некоторое количество приключений. В качестве почти обязательной у Соловьева музыкальной звезды — рэпер Баста.


Специальные показы

Гений Майкл Грандадж, 2016

Дебютный фильм известного британского театрального режиссера Майкла Грандаджа — драматическая история отношений американского классика Томаса Вулфа и его редактора Максвелла Перкинса. Перкинса играет Колин Ферт, Вулфа — Джуд Лоу, его возлюбленную дизайнера Алин Бернштейн — Николь Кидман. Рядом вертятся Хемингуэй (Доминик Уэст) и Фицджеральд (Гай Пирс). В общем, красивые люди в красивых шляпах и история литературы как поле больших американских страстей.


Европейская эйфория

В тихом омуте Брюно Дюмон, 2016

Новый фильм одного из главных и самых жестоких французских режиссеров последних десятилетий — вновь, странным образом, комедия. Еще более легковесная, чем его прошлый "Малыш Кенкен", и еще более изуверская. Место действие — Нормандия начала 1910-х годов. Двое гротескных детективов расследуют исчезновение дачников, пока местные аристократы расслабленно предаются сомнительным радостям. Комиксовый модерн, каннибалы, трансвеститы, инцест и известные красавицы (Валерия Бруно-Тедески, Жюльетт Бинош и пр.) в максимально неприглядных ролях.


Неизвестная Жан-Пьер и Люк Дарденны, 2016

Молодой врач Дженни однажды не открывает дверь неизвестной черной девушке. На следующий день девушку находят мертвой, героиню мучает чувство вины. Она начинает собственно расследование, чтобы узнать хотя бы имя погибшей. Круг причастных к этой случайной смерти ширится и занимает весь мир провинциального бельгийского городка. "Неизвестная" — лаконичная и жестокая социальная притча, абсолютно типичная для братьев Дарденн. Некоторым кажется, что фильм — самоповторение, но поклонники утверждают, что братья оттачивают здесь свой язык до совершенства.


Время женщин

План Мэгги Ребекка Миллер, 2015

Романтическая, но ехидная комедия из жизни нью-йоркских интеллектуалов с актерами, которые всем нравятся,— Гретой Гервиг, Итаном Хоуком и Джулианной Мур. Юная Мэгги знакомится с очаровательным и несчастным Джоном, уводит его у жены, но роман быстро надоедает ей, и у Мэгги возникает план — вернуть Джона обратно первой владелице. Режиссер Ребекка Миллер специализируется на непритязательных неглупых комедиях ("Баллада о Джеке и Роуз", "Частная жизнь Пиппы Ли").

Соблазн Агнешка Смочиньская, 2015

Похоже, один из самых странных фильмов фестиваля. Страшная сказка о двух сестрах-русалках, поступающих на работу в ночной клуб в еще коммунистической Варшаве 80-х. Зовут их Серебро и Золото. Одна ищет любви, другая жаждет человеческой крови. Все тонет в неоновом блеске, а время от времени фильм превращается в мюзикл. За свой полнометражный дебют Агнешка Смочиньская получила специальный приз жюри на "Сандэнсе".


Восемь с половиной фильмов

Тони Эрдманн Марен Аде, 2016

Марен Аде принадлежит к "берлинской школе", однако оставалась в движении немного на вторых ролях. До тех пор пока ее последний фильм, разговорная комедия "Тони Эрдманн", не стал фаворитом критики на последнем Каннском фестивале. Инес — холодная деловая женщина, Винфрид — ее скучающий отец. Тони Эрдманн — выдуманный им персонаж, безумное альтер эго в черном парике и с вываливающейся челюстью, в образе которого отец является дочери, ставя ее во всевозможные неловкие ситуации, но постепенно принуждая к человеческим чувствам.


Сьераневада Кристи Пую, 2016

Новая картина лидера "румынской новой волны", режиссера "Смерти господина Лазареску" Кристи Пую. В центре повествования тут — снова смерть. Однако она остается за кадром. Огромное семейство собирается на поминки умершего старика, обсуждают отношения, религию и политику, пытаются соблюсти все необходимые традиции и постепенно выходят из себя. Действие не покидает пределов одной квартиры, ничего фактически не происходит, но о "Сьераневаде" говорят как об одном из самых сильных европейских фильмов этого года. Также на ММКФ покажут новый фильм второго главного режиссера "румынской новой волны" Кристиана Мунджу "Аттестат зрелости".


Хульета Педро Альмодовар, 2016

Двадцатая картина Педро Альмодовара — вольная экранизация трех рассказов нобелевского лауреата Элис Манро. Прохладный мир канадской писательницы становится для режиссера поводом вновь развернуть калейдоскоп испанских гротескных страстей и вывести галерею восхитительных женщин. Жены, дочери, матери, любовницы и бабушки — практически без мужчин — открывают друг про друга удивительные тайны. Шапито превращается в античную трагедию — в общем, классический Альмодовар. Участвует даже эксцентричная звезда его ранних фильмов Росси де Пальма.


Фильмы, которых здесь не было

Развлечение Рик Алверсон, 2015

Один из главных американских инди-фильмов прошлого года. Режиссер Рик Алверсон подвизается в жанре, скажем так, "мучительной комедии". В "Развлечении" он объединяет усилия с Греггом Теркингтоном, популярным австралийским стендап-комиком с панковским уклоном, чей сценический образ немного напоминает Человека-пингвина из "Бэтмена". Собственно фильм — погружение в трагический мир шутника-неудачника, чьи шутки никому не нравятся, а жизнь катится в пропасть. Нечто вроде "Смешных людей" Апатоу, но более безжалостно. В ролях второго плана — Джон Си Райли и Майкл Сера.


Поэзия без конца Алехандро Ходоровски, 2016

Три года назад знаменитый чилийский сюрреалист выпустил свой первый фильм после двадцатилетнего перерыва — автобиографический "Танец реальности". "Поэзия без конца" — его продолжение, вторая часть дилогии. Сюжет — отношения Ходоровски с отцом, в главных ролях — его собственные дети. Помимо того, сюжет включает первую любовь, первую встречу с искусством и все признаки романа взросления, но переработанного — как всегда у Ходоровски — в удивительную фантасмагорию. Снимал фильм Кристофер Дойл, самый знаменитый действующий оператор, мастер сновидческой дымки.


Ульрике Оттингер. Посвящение

Жанна д'Арк из Монголии Ульрике Оттингер, 1989

Режиссер, художница, подруга Фассбиндера и Шретера, феминистка, философ и страстная путешественница Ульрике Оттингер — самый неожиданный член жюри ММКФ в этом году. В связи с этим на фестивале пройдет и небольшая ее ретроспектива. Шесть фильмов, самый известный из которых — "Жанна д'Арк из Монголии", история похищения путешествующих по Транссибирской магистрали немецких туристок монгольским племенем во главе с загадочной принцессой. Оттингер активно интересуется Востоком.


Секс, еда, культура, смерть

Стоять прямо Ален Гироди, 2016

Фото: Emanuelle Jacobson-Roques

Второй полнометражный фильм Алена Гироди, чей "Незнакомец у озера" получил приз "Особый взгляд" в Канне в 2013-м и еще кучу наград. "Стоять прямо" — меланхолично-изуверская комедия, автопортрет режиссера в кризисе и эротическая притча. Молодой кинематографист Лео отправляется в пустоши на юге Франции, мечтая встретить там волка и получить вдохновение от дикого зверя. Вместо этого он знакомится с семейством пастухов и погружается в странный сексуальный треугольник с участием безумноватой дочери и умирающего отца.


Эва не спит Пабло Агуэро, 2016

Про Эву Перон, одну из самых известных женщин-политиков ХХ века, уже есть один популярный фильм с Мадонной в главной роли. Но в картине Пабло Агуэро Эва — с самого начала мертвая. Это, как ни странно, правдивая история: труп аргентинской первой леди не мог упокоиться четверть века, путешествовал между кабинетом мужа и неизвестными лабораториями, Буэнос-Айресом и Ватиканом, ходили слухи о некрофилии и загадочных экспериментах. Агуэро рассказывает эту историю, смешивая документальные кадры и сюрреалистические видения. Среди кавалеров красавицы-трупа — Гаэль Гарсиа Берналь и Дени Лаван.


Колыбельная печальной тайны Лав Диас, 2016

Лав Диас — один из главных действующих киноавангардистов и лидер современного филиппинского кино, неизменно снимающий многочасовые меланхолически-эпические полотна. Его новая "Колыбельная печальной тайны" идет восемь часов. Не самый длинный, но, возможно, самый величественный фильм Диаса. Черно-белый поэтический эпос о филиппинской революции конца XIX века, в котором реальные политические деятели и безымянные жертвы, персонажи классической литературы и языческие духи сплетаются в грандиозном повествовании об истории.


Голландия плюс

Любовь и дружба Уит Стиллман, 1916

Автор "Последних дней диско" и "Девушек в беде" Уит Стиллман внезапно перемещается в XVIII век. Его новый фильм — вольная экранизация раннего романа Джейн Остен "Леди Сьюзен". В ролях — Кейт Бекинсейл, Хлоя Севиньи и Стивен Фрай. Сюжет: брачные планы, бальные платья, остроты и церемонии. Стиллман — ехидный и нежный певец мира американской молодой буржуазии. Его не вполне осознающие реальность герои всегда вели себя так, будто живут в галантном старом романе. Теперь он заставил персонажей Остен говорить немного как нью-йоркские хипстеры. Получилось, кажется, очень смешно.


Карлос Саура в музыке

Танго Карлос Саура, 1998

У одного из самых пронзительных испанских режиссеров Испании 60-70-х Карлоса Сауры всегда были крайне страстные отношения с музыкой. Постепенно социальные и даже любовные драмы занимали его все меньше, а движение и ритм — все большое. "Танго" — как бы переходный момент. Странный фильм-балет, в котором остатки сюжета растворяются в танцевальных движениях. Фильм покажут в рамках мини-ретроспективы, посвященной музыкальным фильмам испанского классика: помимо "Танго" в нее вошли "Я, Дон Жуан", "Фламенко, фламенко" и новейшая "Аргентина" — о малоизвестных за пределами Южной Америки направлениях фольклорной музыки.


Киностудия "Сиань"

Красный гаолян Чжан Имоу, 1987

Продолжение прошлогодней программы, посвященной главной китайской киностудии. Если в 2015 году в Москве показывали фильмы 70-80-х, то теперь программа состоит из фильмов последних лет. Своего рода прологом к ней выступает "Красный гаолян" — томная история любви сбегающей из-под венца крестьянки и слуги ее жениха, разворачивающейся на фоне японо-китайской войны 1920-х, режиссерский дебют Чжан Имоу, с которого начался международный триумф не только самого режиссера, но и всего нового китайского кино.


Российское кино. Год и век

Фома Гордеев Марк Донской, 1959

Фото: РИА Новости

Список фильмов, представленных в программе "Российское кино. Год и век" не самый очевидный с точки зрения, скажем так, внутреннего канона. Здесь представлены русские и советские фильмы, в наибольшей степени повлиявшие на мировой кинематограф. Разумеется: Вертов и Медведкин. "Солярис", а рядом — фантастический блокбастер "Планета бурь". Документальный "Разгром немецких войск под Москвой" и революционный эпос "Я — Куба" Калатозова. Экранизация горьковского "Фомы Гордеева" Марка Донского — фильм, который в нашем культурном сознании находится на периферии, но был одной из главных советских картин для европейской авангардной критики. Единственная программа ММКФ, показы которой пройдут в Третьяковской галерее.


Кобахидзе

Зонтик Михаил Кобахидзе, 1967

За сорокалетнюю карьеру Михаил Кобахидзе снял всего семь коротких фильмов и так и не смог сделать ни одной полнометражной картины. В СССР его почти сразу начали громить за формализм и снимать запретили, во Франции, куда режиссер перебрался в 90-х, появились другие препятствия. И тем не менее у Кобахидзе есть отчетливый культовый статус. Его фильмы сочетают типичный для грузинского кино лирический неореализм, задор немой комедии в духе Бастера Китона и редкое визуальное остроумие совершенно авангардистской природы. Образец тут — крохотная зарисовка, в которой танцующий зонт вторгается непрошеным третьим в отношения юноши и девушки и увлекает за собой пару в путешествие по горам и городу.


Вся лента