До конца любви
Анна Наринская о «Светской жизни» Вуди Аллена
На закрытии ММКФ покажут новый фильм Вуди Аллена. Сентиментально-комическую зарисовку голливудско-нью-йоркской светской жизни 30-х годов.
Мне очень нравится Вуди Аллен. Он даже не то чтобы близкий мне режиссер — он близкий мне человек. Мне нравится его вид остроумия, его метод думанья, его тип начитанности, его музыкальный вкус. И мне очень-очень нравится его позиция — заниматься своим делом в первую очередь для себя самого, без оглядки на других (к тому же им четко сформулированная: "Какая разница, чего хочет публика? Я знаю, чего хочу я,— я всегда хочу снимать кино. Не вижу никакого смысла себе в этом отказывать"). Для меня фильмы Аллена (ну, может быть, за исключением самых знаменитых шедевров вроде "Энни Холл" или "Пурпурной розы Каира") сложились практически в один длиннейший нарратив, вернее в один длинный разговор, темы которого время от времени меняются, но интонация — никогда.
Комментировать реплики этого разговора — какая из них точнее, какая остроумнее — занятие на грани бессмысленности. Люди ходят не на "фильм Вуди Аллена", люди ходят на "Вуди Аллена" просто. Он из тех художников от кого никто не хочет ничего неожиданного,— пусть, пожалуйста-пожалуйста, остается собой.
Но если все же этим заняться, то про его новый фильм надо сказать вот что. За последнее время Аллен снял пару общепризнанно выдающихся фильмов ("Полночь в Париже" и "Жасмин"), но "Светскую жизнь", скорее всего, не отнесут к этому разряду. Это скорее "Аллен облегченного типа". Ура-звездный состав (Джесси Айзенберг, Кристен Стюарт, Блейк Лайвли, Стив Карелл), 30-е годы, немного Лос-Анджелеса, немного (ура!) Нью-Йорка, наряды, машины, гангстеры, еврейские родители, время от времени переходящие на идиш, джаз и закадровый голос (на этот раз принадлежащий самому Вуди Аллену). Boy meets girl, мальчик встречает девочку, вместе им быть не суждено, но это не трагедия, а так, повод для мечтательности, как ничто не трагедия в этом подлунном мире, включая измену и смерть.
И если, помимо развлечения (которое гарантировано), ожидать от этого фильма еще какого-нибудь высказывания, то оно — то же самое, что у Аллена всегда. Быть живым — это и есть быть счастливым, а печаль и даже страдание — только часть этого счастья.