Парк для обитания
В Петровском парке, что у станции метро "Динамо", на пересечении Ленинградского проспекта и Третьего транспортного кольца, продолжается строительство одного из самых необычных и многогранных комплексов Москвы — "ВТБ Арена парк". Входящий в его состав стадион "Динамо" уже дорос до уровня кровли, в первой очереди коммерческой части идет внутренняя отделка, корпуса апартаментов вышли на стадию активного роста монолита, сам парк продолжает пополняться новыми деревьями и спортивными сооружениями. И хотя сдача проекта в целом запланирована на конец 2018 года, некоторыми объектами можно будет пользоваться уже через полгода.
Вековая история
Когда-то место, возле которого сейчас расположена станция метро "Динамо", утопало в тишине и зелени. Это была еще не Москва, а пригород, где располагалось небольшое село Петровское. На его окраине в далеком 1782 году появился элегантный дворец, построенный по проекту архитектора Казакова. По имени местности дворец назвали Петровским, а полувеком позже вокруг него разбили огромный парк. Придумал его архитектор и планировщик парков Адам Менелас, выбрав для этой территории душистые липы, тенистые ясени и стройные сосны.
Парк пересекали многочисленные аллеи, у каждой из которых скоро появились свои почитатели. Например, Московская аллея полюбилась местной знати как место для неспешных прогулок. К северу от нее располагалась большая мощеная площадка, фактически площадь, по которой чинно прохаживались юные аристократки и купчихи, за что ее в шутку начали называть "ярмаркой невест". Чуть позже рядом с одной из аллей открылся модный театр "Воксал", за что саму аллею назвали Театральной. Здесь же выстроили одну из первых в России киностудий, а в самую южную часть парка отправлялись знойными летними днями. Здесь располагались два глубоких пруда, от которых всегда веяло прохладой.
Местность начала активно меняться лишь в конце 20-х годов XX века, когда здесь возвели стадион "Динамо", разделивший парк на две части. Впрочем, к строительству подошли бережно, максимально сохранив ландшафт. А несколькими годами позже ту часть парка, что примыкала к южной трибуне стадиона, начали именовать Парком физкультуры и спорта "Динамо", там появились новые аллеи и дорожки, по краям которых расставили скульптурные композиции. Еще более глобальные преобразования произошли накануне Олимпады-80, когда окрестности активно застраивались жильем. В самом парке появилась центральная аллея с фонтанами и ручной мозаикой, рассказывающей обо всех предыдущих Олимпийских играх. Правда, с его территории исчезли пруды, да и сам парк немного утратил былой лоск, хотя и не потерял привлекательности: зеленая зона всегда притягивает к себе внимание.
Комплексный обет
Сколько раз, казалось бы, городские власти, и прошлые, и нынешние, говорили о необходимости исключить точечную застройку и вести исключительно комплексную. Уверен, что и следующие будут говорить о том же.
В реальности нельзя просто взять и запретить точечную застройку. Во-первых, потому, что иногда она и вправду логична и обоснованна, например при сносе отдельно стоящего здания. А во-вторых, потому, что четких критериев нет и при известной бойкости воображения любую "точку" можно представить "комплексом". Поэтому власть может только призывать и обещать.
Зато при наличии экономической необходимости комплексная застройка получается прекрасным образом. Один из таких случаев — восстановление, реконструкция или новое строительство спортивных сооружений. Это вообще очень тяжелая история с точки зрения экономики проекта.
При всей популярности спорта, особенно отдельных его видов, таких как футбол, стадионы сами по себе выживают на грани рентабельности. Даже с учетом неспортивных мероприятий, прежде всего концертов.
Однако стадион — это всегда точка притяжения, это место, в соседстве с которым охотно живут люди, успешно работают гостиницы, процветает торговля. И все это вместе взятое позволяет стадиону успешно существовать. Поэтому комплексная застройка в таком случае не просто правильное, а единственно возможное решение.
Воссоздание со спортивным уклоном
Неудивительно, что преображению этой зоны, которая станет центральной частью проекта "ВТБ Арена парк", уделяется особое внимание. На разработку концепции парка объявляли специальный конкурс, в котором приняли участие студенты-архитекторы и ландшафтные дизайнеры. И хотя ни один из предложенных проектов в полной мере не отразил все пожелания заказчика, от каждого проекта взяли самые ценные и смелые идеи. Сам парк существенно расширят и облагородят.
Парковые работы уже начались, а в следующем году здесь разобьют розарий. Реанимируют фонтаны и центральную аллею, которая будет называться аллеей Славы. И, конечно, наполнят его спортивными площадками — неслучайно же он называется Парком физкультуры и спорта. Например, большие шахматы, скейт- и BMX-парки, площадки для игры в баскетбол и городки. И современные невесты смогут привлекать внимание женихов не только неспешным фланированием вдоль зон тихого отдыха, но и резво рассекая по территории парка на роликовых коньках или велосипедах.
А на месте одной из старых построек, которую вскоре начнут разбирать, появится Академия спорта "Динамо" — красивое сооружение пластичной формы, включающее две хоккейные площадки, залы для спортивных единоборств, площадку для сквоша, зал для игровых видов спорта, фехтования, тир, а также медико-восстановительный центр.
Стадион с метаморфозами
Но все же спортивное сердце проекта "ВТБ Арена парк" — стадион "Динамо", расположенный прямо за одноименной станцией метро.
Возведенный в 1928 году по проекту архитекторов Александра Лангмана, получившего образование в Вене, и Леонида Чириковера, изначально по форме он напоминал подкову длиной в полкилометра и высотой с четырехэтажный дом.
Со стороны станции метро, построенной десять лет спустя, он был замкнутым, а с противоположной стороны — глубоко вдающимся в Петровский парк. Здесь среди вековых деревьев располагались спортивные площадки и корты, а за ними — запасное футбольное поле. Под трибунами устроили залы для занятий гимнастикой, борьбой и боксом, два тира и многочисленные подсобные помещения.
Год спустя стадион опоясал огромный веломототрек, однако просуществовал он совсем недолго. Быстро выяснилось, что условия для проведения гонок здесь не самые подходящие: возможностей для разгона до нужной скорости нет, поэтому трек стали использовать не по назначению. Например, во время самых громких матчей здесь расставляли дополнительные скамейки для посетителей. А к 1936 году трек демонтировали, стадион замкнули, а чтобы увеличить его вместимость и организовать дополнительный (он же — самый нижний) ярус трибун, футбольное поле опустили на 3 м, вынув для этого значительный слой почвы.
Накануне московской Олимпиады-80 на стадионе провели капитальный ремонт, заодно установив и высокие мачты освещения.
Тот же контур с новым наполнением
Очередная реконструкция изрядно обветшавшего "Динамо" была намечена на 2008 год, однако работы начались лишь несколько лет спустя, когда объект и прилегающая к нему территория в 32 га перешли в руки группы ВТБ.
В 2011 году для разработки проекта обновления стадиона пригласили американское архитектурное бюро Manica Architecture, специализирующееся на строительстве сложных спортивных сооружений, в числе которых "Арена Мерседес-Бенц" в Шанхае, олимпийский баскетбольный зал в Пекине, "Арена О2" в Лондоне и другие. Идея заключалась в том, чтобы, максимально сохранив исторический облик стадиона, превратить его в современное сооружение, которое помимо спортивных может выполнять множество других функций.
В частности, на первом уровне задумали разместить длинную торговую галерею, для чего спортивную часть подняли на восьмиметровую высоту. Такие вот шутки истории: предки опускали поле ниже уровня земли, а потомки решили сделать противоположный ход. Причем арены запланировали сразу две: футбольную на 27 тыс. зрителей и хоккейную, которую при необходимости, как трансформер, за два-три часа можно превратить в баскетбольную или концертную площадку. При этом внешний контур стадиона оставался все тем же — узнаваемым правильным эллипсом.
Сооружение под "Динамо" подземного паркинга — а он уходит в глубину на 5 м и будет вмещать 1,6 тыс. машин — завершили еще год назад. Близкое соседство с одноименной станцией метро этому не мешало: Замоскворецкая линия подземки проходит чуть в стороне. Как не помешала и прокладка еще одной линии метро — Третьего пересадочного контура, одна из станций которого, "Петровский парк", расположенная северо-западнее стадиона, откроется в конце нынешнего года.
А вот близко расположенные грунтовые воды процесс слегка затормозили. В какой-то момент в свежевырытый котлован набралось так много воды, что обитающие по соседству утки приняли его за новое озеро и решили здесь обосноваться. Воду, впрочем, быстро откачали, гидроизоляцию усилили, а водоплавающие отправились восвояси, хотя порой наведываются сюда в гости.
Как "Динамо" чуть не превратилось в каплю
Сейчас, в середине 2016 года, когда очертания обновленного стадиона уже не просто вырисовываются, а работы подобрались к самой кровле, трудно поверить в то, что существовал и другой вариант проекта. Появился он потому, что не построенный еще "Динамо" претендовал на роль одной из московских арен для проведения матчей чемпионата мира по футболу 2018 года в России.
FIFA предъявляет к таким объектам множество требований: они должны иметь определенные габариты, вместимость, инфраструктуру, транспортную доступность и проч. Но есть и особые нормативы. Игровое поле должно быть не просто определенных размеров, но и ориентировано строго с севера на юг. Смысл этого требования в том, чтобы солнце не мешало игрокам. Особенно заходящее, ведь большинство матчей проводится во второй половине дня. По этой же причине, кстати, Западная трибуна считается более престижной, с нее же в основном ведется и съемка матчей: солнце не бьет в объектив и не засвечивает картинку.
В случае с "Динамо" выполнить это условие оказалось очень сложно. Историческая конфигурация его поля почти на 45 градусов отклоняется от требуемых FIFA показателей, и чтобы соответствовать нормативам, по первоначальному проекту поле "повернули". Так что общие контуры сооружения стали напоминать каплю. Однако реализовывать проект в таком виде не пришлось. Как того требует FIFA, один город может для проведения матчей мирового первенства предоставить лишь две арены. Первой из них в Москве стали "Лужники", а в качестве второй выбрали новый стадион "Спартак" в Тушино, получивший название "Открытие Арена". Его начали строить на пару лет раньше, чем Центральный стадион "Динамо", что и сыграло определяющую роль.
Но, возможно, это и к лучшему: ныне строящийся стадион "Динамо" не столь массивен и более компактен.
Между историей и современностью
Уже полностью готовы и стены будущего стадиона. Западную, выходящую к метро "Динамо" и являющуюся исторически ценной, сохранили в неизменном виде, лишь усилив и отреставрировав. Нетронутой оставили и бетонную гребенку Исторической трибуны. Она прекрасно просматривается со стороны универсальной арены. По прямому назначению е использовать не будут, а превратят, по сути, в музейный экспонат.
Роль музейного экспоната уготована и барельефам Сергея Меркурова, которые десятилетиями украшали портики Южной и Северной трибун. Они были выполнены из материала с большой долей гипса, не предназначенного для длительного воздействия природных факторов, поэтому время их серьезно повредило. Отреставрированные барельефы отправятся в Музей "Динамо", который разместится на первом уровне стадиона, а снаружи появится их полный аналог, но из более прочного материала. Чтобы копии в полной мере соответствовали оригиналу, специалисты выполнят их 3D-сканирование.
Три остальные трибуны стадиона отстроили заново, причем заняло это меньше полугода: первый ярус трибун замкнули в конце 2015 года. Первый уровень стадиона, где появятся торговые галереи, музей и другая инфраструктура, уже готов, идет проектирование его внутреннего пространства. На Западной трибуне появится огромный медиафасад.
Обе арены уже тоже фактически готовы. Интересно, что между ними находится большой полуоткрытый коридор, из которого просматриваются оба поля. Есть задумка устроить здесь ресторан, из которого можно было бы смотреть одновременно два матча — футбольный и, например, баскетбольный или хоккейный. А под ним по большому пандусу будут подъезжать прямо к аренам автобусы с командами и машины технических служб.
Монтаж с хитростями
Сейчас на стадионе идет монтаж опор для будущей кровли — она очень сложной обтекаемой формы. Причем полностью замкнутой она будет лишь над универсальной ареной, а над футбольным стадионом небо останется открытым. Это нужно в том числе для того, чтобы газон — а на поле будет естественное покрытие — соответствовал самым высоким международным футбольным стандартам. При этом над трибунами стадиона появится кровля, которая будет защищать болельщиков от капризов погоды. Из-за этой конструкции, правда, жители верхних этажей ближайших домов утратят возможность, как прежде, наблюдать за ходом матча прямо из своих окон или с балконов.
Чтобы установить опоры, потребовалась специальная техника, которую предоставил генподрядчик "Динамо" итальянская компания Codest. К слову, согласно первоначальным договоренностям, она должна была заниматься лишь коммерческой частью проекта "ВТБ Арена парк", а спортивные сооружения оставались зоной ответственности французской Vinci Construction Grands Project. Однако два года назад контракт с ней был расторгнут из-за того, что активное строительство слишком долго не начиналось и срывались все сроки работ, так что подряд перешел к Codest. Эта компания не только обладает большим опытом сооружения сложных объектов, но и умеет применять самые неожиданные решения. Например, большие подъемные конструкции, которые были необходимы для монтажа уже упомянутых опор для кровли, очень тяжелые, а установить их требовалось на крыше будущей торговой галереи. Чтобы крыша выдержала такую нагрузку, подрядчики завезли брус из прочного африканского красного дерева, которым выстлали ее поверхность и именно на него монтировали краны. В результате гигантская нагрузка равномерно перераспределилась по всей поверхности и конструктив выдержал на "ура".
Маленький фрагмент кровли уже смонтировали, однако скоро его снова разберут. Но отнюдь не потому, что что-то пошло не так, наоборот, все получилось правильно. Дело в том, что таким образом проверяли систему крепления кровли. А вот кровельные элементы нужной расцветки еще не изготовили. Она будет бело-синей: корпоративные цвета у банка ВТБ и "Динамо" практически совпадают. Такой же будет и расцветка сидений на трибунах. В ее выборе самое активное участие приняли болельщики "Динамо", которые ждут не дождутся 22 октября 2017 года, когда здесь состоится первый матч. Дата выбрана неслучайно: в этот день Льву Яшину, легендарному вратарю московского "Динамо" и сборной СССР, исполнилось бы 88 лет. Его имя присвоено и самому стадиону.
До завершения строительства спортивного объекта осталось немногим больше года.
Hyatt с бонусами
Еще раньше завершится возведение части коммерческой составляющей "ВТБ Арена парка", что вытянулась между Ленинградским проспектом и Петровско-Разумовской аллеей и отделена от стадиона парковой зоной.
Здесь появятся (собственно, уже почти появилось) 13 корпусов: отель, апартаменты, офисы, стрит-ритейл на первых этажах, а проект организации этой территории разработало архитектурное бюро Speech Сергея Чобана, руководствуясь принципом комфортной городской среды.
Все корпуса получились разными по габаритам, сечениям, расположению, но вместе они создают ансамбль, объединяясь светлыми фасадами из натурального камня и чем-то неуловимо похожим на добротную сталинскую архитектуру в ее теперешнем звучании.
Первая очередь коммерческой части проекта — это пять корпусов, которые будут введены в эксплуатацию в конце 2016 — начале 2017 годов. Это ближайшее к Ленинградке здание пятизвездного отеля Hyatt Regency Moscow, соединенный с ним корпус апартаментов с отделкой, жителям которого предложат услуги от того же международного гостиничного оператора, а также расположенные сразу за ним три офисных здания класса А, одно из которых займет штаб-квартира общества "Динамо". Монолитные и фасадные работы в них уже завершены, сейчас идет внутренняя отделка.
Hyatt Regency Moscow в составе "ВТБ Арена парка" оказался неслучайно. Международный гостиничный оператор давно подыскивал новую московскую площадку. У этой сети есть лишь один отель в российской столице — "Арарат парк Хаятт" на Неглинной, появившийся в 2002 году. Еще один отель должен был открыться в одной из башен "Москва-Сити", но с этим не вышло, а вот комплекс, строящийся у метро "Динамо", подходил гостиничной сети полностью.
"ВТБ Арена парк" такой участник проекта тоже устраивал. Во-первых, своей известностью во всем мире, а во-вторых, качеством управления и предоставляемых услуг: "Хаятт" практически не использует систему франшиз и всеми своими объектами занимается самостоятельно. Такая идеология наиболее близка той, что реализуется и в проекте в Петровском парке, название которого перекочевало и в имя будущего отеля.
Отель 14-этажный. Интересно, что его последний уровень должен был быть техническим, однако потом решение изменили, и на этом месте появился Sky bar, откуда открываются прекрасные виды. Этажом ниже разместится Regency club — своеобразный "отель в отеле" для самых взыскательных клиентов, членов клуба привилегий. Кроме того, в корпусе откроются два ресторана, одним из которых станет управлять сам Hyatt, конгресс-центр, несколько больших конференц-залов на 660 кв. м, которые при необходимости можно будет разделить на более мелкие зоны, а также VIP-залы и пространства для торжественных мероприятий, полноразмерный бассейн, SPA и фитнес-центр.
Отдельно — о фитнес-центре. Согласно стандартам сети "Хаятт", пользоваться такими объектами могут лишь гости отеля, поэтому считается нормальным для своего класса, если они зачастую оказываются полупустыми. Однако для "ВТБ Арена парка" такой подход показался неприемлемым. Несмотря на обилие в проекте спортивной инфраструктуры, спрос на нее еще выше. Поэтому руководство отеля и комплекса договорились, что в фитнес-клубе будет разрешено и внешнее членство, по крайней мере для 500 жителей апартаментов, являющихся составной частью проекта.
"ВТБ Арена парк", в свою очередь, прислушался к мнению специалистов из "Хаятт" и внес в проект гостиницы некоторые изменения. В частности, на некоторых этажах сузили общие коридоры, увеличив тем сам площадь номеров. А в двухместных номерах сделали двери, ведущие в соседние стандартные номера: это позволит при необходимости, например в случае семейного заселения, объединять их в общее пространство.
С отельным сервисом и "умной" начинкой
В смежном с отелем корпусе, десятиэтажном, что соединен с ним мостом на уровне второго этажа, появятся апартаменты с отделкой и сервисом от Hyatt. Их будет всего 56, площадь самых маленьких — 90 кв. м (две-три спальни), а самых больших — 222 кв. м (четыре спальни, просторная гостиная).
Сначала их все или по крайней мере часть из них планировали сдавать в аренду на длительный срок, однако, заметив повышенный интерес к оформлению таких апартаментов в собственность, решили выставить на продажу. Их реализация началась в конце прошлого года. В стоимость этих апартаментов входит не только отделка, выполненная в спокойных и естественных тонах из дорогих материалов преимущественно итальянского производства, но и частичная обстановка. Кухни сразу будут оборудованы мебелью, и техникой, то же касается и ванных комнат.
Но и это еще не все: во всем корпусе реализована система "умный дом", которая, реагируя на присутствие человека, позволит не тратить понапрасну электрическую и тепловую энергию, а значит, экономить на коммунальных платежах. Экономить можно будет и на пользовании отельным сервисом (room-service, консьерж-сервис и проч.): все покупатели этих апартаментов станут членами клуба Hyatt. Посмотреть, как будут выглядеть апартаменты, можно уже сейчас: на последнем этаже оборудованы два модельных варианта, а в самом корпусе тем временем полностью завершены фасадные работы и начинается внутренняя отделка.
Внутренняя отделка идет и в двух десятиэтажных офисных зданиях класса А первой очереди строительства, где помещения предлагаются как на продажу, так и в аренду. Площадь каждого этажа составляет около 750 кв. м, на которых можно разместить 65-85 сотрудников. Уже прорисованы предварительные планы размещения, хотя строго следовать им необязательно: формат shell-and-core допускает любое деление пространства. Что же касается третьего офисного здания, в котором разместится штаб-квартира общества "Динамо", то оно ожидает, пока спортсмены сами выберут подходящую им по духу и стилю внутреннюю отделку. В остальном оно тоже полностью готово и будет сдано одновременно с остальными объектами первой очереди.
Виды на жительство
Самая интересная для большинства покупателей часть "ВТБ Арена парка" — вторая очередь строительства, она же жилая. Вернее, это апартаменты, но юридически самые правильные: они имеют статус апарт-отеля со всеми связанными с этим приятными особенностями, включая возможность регистрации по месту проживания и преимущественного права пользования социальной инфраструктурой района.
В проекте семь корпусов апартаментов: три 12-этажных (в том числе самый маленький из всех, одноподъездный), столько же 15-этажных и один 25-этажный. Но все их можно считать одним домом: строятся они на общей плите, под которой размещается трехуровневый подземный паркинг на более чем 2 тыс. машиномест. Подземная часть уже полностью готова, сейчас идет разметка парковочных площадок. Они будут трех размеров — под габариты автомобилей разного класса.
Сами апартаменты, которых в комплексе тысяча с небольшим, реализуются около года по договорам участия в долевом строительстве, подлежащим обязательной государственной регистрации. Выкуплено за это время около трети, причем руководство проекта "ВТБ Арена парк" подумывает, не вывести ли на рынок новый продукт, предложив и в этой части проекта варианты с готовой отделкой.
Пока, впрочем, все они продаются без отделки, причем самые дешевые (а минимальная цена составляет 10,9 млн руб.) не обязательно самые маленькие (от 40 кв. м): многое зависит от этажа, корпуса, видовых характеристик и положения апартаментов относительно сторон света.
Самые дорогие — те, что выходят на парк и смотрят на стадион. Большинство из них уже раскуплены, причем в некоторых поселятся профессиональные спортсмены — активные пользователи будущей спортивной инфраструктуры. Впрочем, много среди покупателей и обычных семей, которые любят и ценят район "Динамо" и с интересом следят за его преображением.