Верхнеэтажная Курья
Проект «Аква-Сити» пройдет через изменение генплана
Компания «Дар.Эл», этой зимой анонсировавшая возведение нового микрорайона «Аква-Сити», намерена реализовать проект после внесения поправок в генплан Перми. Сейчас документ не предусматривает многоэтажную застройку в Верхней Курье. Девелопер рассчитывает в этом году пройти публичные слушания и получить одобрение гордумы, чтобы во втором квартале следующего года уже приступить к строительству. Приблизительный объем жилья на площадке 54 га оценивается в 150–160 тыс. кв. м. Инвестиции составят почти 10 млрд руб., из которых 5 млрд пойдут на социальную и инженерную инфраструктуру. Эксперты полагают, что основной проблемой станет серьезный рост транспортной нагрузки на существующую улично-дорожную сеть и отсутствие средств на создание новых дорожных объектов.
Вчера на круглом столе по реализации и корректировке генплана Перми был представлен новый проект внесения изменений в главный градостроительный документ города. Речь идет о территории в Верхней Курье площадью 54 га, где предполагается возвести новый жилой микрорайон «Аква-Сити». Результаты исследований в области градостроительного проектирования по этой территории озвучил бывший вице-мэр Перми Герман Шаевич. Он отметил, что основная часть площадки сегодня не застроена. По генплану эта территория относится к нескольким функциональным зонам: СТН-и (зона малоэтажной жилой застройки), ТСП-Р (рекреация) и ТСП-ПТ (промышленно-торговая). Возведение многоквартирного жилья и социальной инфраструктуры сегодня здесь не предусмотрено. Девелопер проекта ООО «Дар.Эл» предлагает установить новое зонирование, в частности поменять существующие зоны на ТСП-Д (зона жилой застройки) и ТСП-ОД (общественно-деловая специализированная). По мнению разработчиков, это повысит плотность застройки в 3,5 раза и позволит более эффективно использовать площадку под комплексное развитие.
Проект предусматривает возведение детского сада на 300 мест, школы на 840 мест, детской поликлиники, а также открытых спортивных сооружений. Гендиректор «Дар.Эл» Оруджали Джарджишов пояснил, что на этой территории, кроме того, предполагается построить спортивный комплекс и коммерческие площади. Точный объем жилья он называть не стал. По приблизительным расчетам, этот показатель составит 150–160 тыс. кв. м. Этажность также будет определена после прохождения процедуры изменения генплана. Объем частных инвестиций в проект оценивается в 9,7 млрд руб., из которых около 5 млрд руб. планируется направить на создание социальной и инженерной инфраструктуры.
Направить проект на публичные слушания и запустить процесс внесения поправок в генплан девелопер намерен в ближайшее время. После этого предполагается внести поправки в правила землепользования и застройки. Приступить к строительству, по словам господина Джарджишова, компания может во втором квартале следующего года. Сначала будет возводиться жилье, затем — спортивно-образовательный комплекс.
Напомним, в январе этого года компания «Дар.Эл» уже выходила на комиссию по землепользованию и застройке с проектом «Аква-Сити». Тогда девелопер предлагал внести поправки только в правила землепользования и застройки, частично сохранив существующее зонирование, а также установив жилые зоны Ж-2 (до шести этажей) и Ж-1 (от четырех этажей и выше), обслуживающую зону Ц-6, специальную спортивную зону и зону объектов здравоохранения. Речь шла об участках общей площадью 70 га. На них предполагалось создать два жилых и один общественный кластер. Жилая застройка включала дома высотой от четырех до десяти этажей. В общественной зоне планируется разместить объекты социального обслуживания, в том числе детский сад, школу, поликлинику, общественно-образовательный и оздоровительный спортивный центр. Общая площадь жилья в ЖК «Аква-Сити» анонсировалась в объеме 337 тыс. кв. м. К проекту возникли вопросы у членов комиссии, он был отложен, но больше на рассмотрение не выносился.
На круглом столе основной объем вопросов к проекту изменения генплана и представленным исследованиям касался развития транспортной инфраструктуры. Руководитель МКУ «Пермская дирекция дорожного движения» Максим Кис поинтересовался, какую часть затрат по созданию новых фрагментов улично-дорожной сети готов взять на себя инвестор. Герман Шаевич уточнил, что девелопер вкладывает серьезные инвестиции в создание социальной инфраструктуры, поэтому решение по транспортным развязкам, в том числе на пересечении улиц Спешилова и Борцов Революции, в его планы не входит. Девелопер берет на себя только строительство сети внутриквартальных улиц и реконструкцию части улицы Борцов Революции. Максим Кис также попросил обозначить нагрузки на основные магистрали в пиковые часы и их изменение в случае реализации проекта. Разработчики представили данные по существующему вечернему трафику на пересечении Борцов Революции и Спешилова перед Коммунальным мостом. По их расчетам, интенсивность нагрузки в течение ближайших лет будет увеличиваться даже без учета комплексной застройки «Аква-Сити». Проектировщики озвучили мероприятия, которые могут ликвидировать проблему пробок со стороны Верхней Курьи. Они предложили сделать канализированные правые повороты со стороны Борцов Революции, добавить переход на скоростную полосу для правого поворота и сделать отнесенный левый поворот.
Максим Кис уточнил, что основная проблема на этом участке складывается в утренние часы пик. Оруджали Джарджишов пояснил, что часть нагрузки будет снята за счет того, что на правом берегу появится социальная инфраструктура, поэтому трафик на левый берег сократится. Кроме того, по его мнению, развитие этой части города даст стимул для строительства третьего моста через Каму за счет частных инвестиций: «Какой инвестор придет на строительство моста, если на той стороне не будет машин?». «Сейчас бюджет Перми не в состоянии обеспечить нормативное состояние существующей улично-дорожной сети. В том числе по этой причине, один из принципов генплана — это уменьшение транспортного спроса. Были заложены механизмы — смешанное использование территорий и развитие локальных центров. Любые решения, которые направлены на повышение транспортного спроса, это мина замедленного действия, закладываемая под бюджет. А если это решение связано с развитием моста, который в сотню раз дороже, чем дорога такой же протяженности, это уже атомная бомба. Оценка таких решений о многоэтажной застройке правобережной части должна делаться очень тщательно, с учетом того, как это скажется на транспортной ситуации. Никакая реконструкция перекрестков и светофоров проблему не решит», — заключил господин Кис.