Строительным СРО придали ускорение
Правительство ужесточает реформу саморегулирования
Реформа строительных саморегулируемых организаций (СРО) набирает скорость — разработанный Минстроем проект, существенно ужесточающий правила участия в них, внесен в Госдуму в качестве поправок ко второму чтению параллельного законопроекта. Кроме того, в Белом доме предлагают разрешить ГУПам, МУПам, госкомпаниям и госкорпорациям, а также их "дочкам" не участвовать в строительных СРО — что, впрочем, противоречит принципу равенства экономических субъектов и создает риски недостижения целей регулирования.
Проект, усложняющий участие в строительных СРО, планируется принять в ускоренном режиме. Документ разработан Минстроем еще в мае (см. "Ъ" от 5 мая) по поручению вице-премьера Дмитрия Козака. Правительство внесло его в Госдуму в качестве поправок ко второму чтению другого проекта — о запрете уплаты взносов в компенсационные фонды в рассрочку или третьими лицами. Напомним, эти поправки к Градостроительному кодексу одобрены в первом чтении еще 20 января.
Правительственные поправки ужесточают требования к членам СРО и требуют работы СРО только в регионе регистрации. Также документ описывает создание национального реестра специалистов и допускает выполнение компаниями и ИП, не входящими в строительные СРО, работ на сумму меньше 3 млн руб. Кроме того, Минстрой предлагает создать дополнительный компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (ФОДО; для строительных госконтрактов, проведение которых обязательно по законодательству) — компании будут обязаны вносить средства как в него, так и в существующие компенсационные фонды. Отметим, на днях идея получила поддержку президента — по итогам Госсовета Владимир Путин предложил Госдуме рассмотреть и принять в период весенней сессии, в частности, проект, предусматривающий повышение ответственности СРО за выполнение их членами договорных обязательств и обязанность компаний вступать в члены СРО исключительно по месту госрегистрации.
Проект вызвал серьезные опасения у бизнеса — "Опора России" в письмах главам Минстроя и Минэкономики выражала обеспокоенность рисками повышения нагрузки на бизнес и монополизации рынка (см. "Ъ" от 2 июня). Часть этих опасений разделили в Минэкономики при проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ) документа. Ведомство считает "целесообразным" исключение положений о территориальных требованиях к членам СРО, а создание нацреестра специалистов, по мнению Минэкономики, не учитывает положений Конституции — в проекте не предусмотрено обязательное получение письменного согласия специалиста на обработку его персональных данных.
К предложению создать ФОДО в Минэкономики в рамках ОРВ также отнеслись скептически — это может привести к необоснованным расходам членов СРО. Так, размер взноса в строительные СРО может составить до 25 млн руб., объем "отвлеченных из строительной отрасли денежных средств, направленных на формирование ФОДО",— 128 млрд руб. и более, а размер нового фонда будет все равно недостаточен для компенсации возможных невыполненных обязательств.
За время доработки законопроект успел претерпеть значимые изменения. В частности, во внесенной в Госдуму версии появился отдельный пункт — перечень организаций, для которых участие в СРО необязательно. Это ГУПы и МУПы, их дочерние компании (с долей свыше 50%), а также организации, созданные государством (муниципалитетом), включая госкомпании или госкорпорации и их "дочек". Эта идея также не получила поддержки в рамках ОРВ: в заключении Минэкономики подчеркивается, что отсутствие обязанности членства в СРО для лица, основанного на госсобственности, "противоречит принципу равенства экономических субъектов и запрету на недобросовестную конкуренцию". При этом эффект обязательного членства в СРО (стандартизация деятельности, контроль за ее осуществлением, компенсация вреда) не будет достигнут в отношении этих организаций. Исключения для ГУПов, МУПов, госкомпаний и госкорпораций предлагаются на фоне реформирования таких организаций. В Госдуме рассматриваются правительственные поправки, инициирующие преобразование госкомпаний (например, "Автодор") и госкорпораций (с внушительным списком исключений) в публично-правовые компании, согласующие крупные сделки по особому порядку. Кроме того, ФАС продолжает добиваться права согласования создания ГУПов и МУПов (см. "Ъ" от 6 июня), а Минстрой с 2018 года намерен акционировать унитарные предприятия в сфере ЖКХ, запретив ГУПы и МУПы в отрасли (см. "Ъ" от 24 марта).