Челябинск сдался соседу
Туристический рынок региона ориентируется на работу с Екатеринбургом
Популярность туров по Челябинской области растет: на июнь 2016 года их было продано на четверть больше, чем годом ранее. Однако это произошло в основном за счет транзитных туристов из Екатеринбурга, самостоятельно Челябинская область существенные турпотоки извне не привлекает. Участники рынка связывают это с дороговизной продукта, а также с отсутствием инфраструктуры. Сами челябинцы в отличие от предыдущего сезона стали чаще вылетать на отдых из Екатеринбурга из-за более выгодных условий.
Объем продаж туров по Челябинской области вырос с начала года на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, рассказала вчера на пресс-конференции президент региональной ассоциации туристических операторов Людмила Мосина. При этом въездной туризм в регионе вырос в объеме всего на 5%, отмечает она. «Внутренние туры в Челябинскую область формируются в основном за счет транзита через Екатеринбург. Нельзя сказать, что бронирование туров напрямую по региону пользуется популярностью у групп, скорее у индивидуальных туристов», — отмечает она. По словам исполнительного директора туристической компании «Роза мира» Виктории Климовой, проблема неразвитости в регионе въездного туризма — в дороговизне продукта. Ночь в загородном отеле обойдется не менее чем в 3 тыс. руб. за двоих, что сопоставимо со стоимостью экономичного размещения на море. «Хотелось бы, чтобы в Челябинск приезжало больше организованных туристов. Но что им в Челябинске показывать? Город можно обойти за день, а для привлечения туристов на природу нужно рекламировать область, развивать объекты, строить нормальные дороги», — считает госпожа Климова.
Участники рынка отмечают, что в целом в регионе объемы продаж туроператоров снизились на 20%. При этом с начала года лишь треть заключенных договоров приходилась на зарубежный отдых, около 65% — на внутрироссийский. Наиболее популярным направлением остается Сочи (60% продаж российских пляжных туров), Крым ему существенно проигрывает (40%). Вместе с тем, Челябинские туристы в отличие от предыдущего сезона стали охотно вылетать на отдых из Екатеринбурга, и туроператоры подстроились под новую тенденцию. Одни из них организуют трансферы из Челябинска в Кольцово и обратно, а также еженедельно заказывают приезд мобильной биометрии из греческого консульства в Челябинск. «Туристам, купившим тур у этого туроператора с вылетом из Кольцово, не нужно ездить в Екатеринбург для сдачи отпечатков пальцев и документов на визу. Идет переориентация рынка на Екатеринбург. Зимой были заявлены на лето рейсы в Болгарию, Испанию из Челябинска, в итоге они были сняты из-за отсутствия продаж», — сообщила госпожа Климова. Также она отмечает рост интереса (плюс 10-15%) к круизам на теплоходах по рекам: «В эти туры едут семьями. Не сказать, что это очень дешевый отдых. Стоимость круиза на восемь дней из Санкт-Петербурга на Соловецкие острова с питанием и экскурсионной программой на двоих человек — 54 тыс. руб. Но при этом самый дешевый тур в Крым с перелетом из Челябинска на неделю на двоих обойдется в 97 тыс. руб.».
«Емкость рынка, особенно в сфере выездного туризма, сократилась. Это повлияло на количество участников рынка в сегменте выездного туризма: за два года их число сократилось почти в три раза, с 1 тыс. 680 до 600 туроператоров, — сообщила „Ъ“
исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. — При этом количество путешествующих по стране увеличивается. Тут мы видим тенденцию перетекания из самостоятельного туризма в организованный, потому что выход операторов на некоторые массовые направления привел к снижению стоимости». Тем не менее, пока прирост наблюдается в основном в самостоятельном туризме. К тому же доходность внутреннего туризма ниже, чем зарубежного. В обозримом будущем восстановления потока выездного туризма в АТОР не ожидают. По итогам сезона сокращение объема выездного туризма составит 25-30%, турпоток по России вырастет на 10%, сообщила госпожа Ломидзе.