«В конечном счете ЮАР ведет дело к экономическому самоубийству»
В ЮАР начнут экспроприировать земли белых фермеров. Закон, который разрешает такие действия, был принят парламентом в конце мая. Правящая партия «Африканский национальный конгресс» считает меру важнейшей со времен падения апартеида. Тем не менее, в стране продолжаются ожесточенные дебаты по поводу инициативы. Этот шаг со временем может подорвать экономику одного из членов БРИКС, опасается обозреватель газеты «Коммерсантъ» Максим Юсин.
Власти Южно-Африканской Республики затеяли опасную игру. И давайте назовем вещи своими именами: закон об экспроприации земель у белых фермеров — это проявление черного расизма.
Да, такой расизм, к сожалению, тоже существует. И мы видим его пример в соседней с ЮАР Зимбабве, которая еще в бытность Южной Родезией считалась сельскохозяйственной житницей региона с развитой экономикой. Но после того, как президент Роберт Мугабе решил поиграть в популизм, опять-таки замешанный на расизме, Зимбабве стала одной из самых нищих стран на планете и побила все мировые рекорды в области инфляции. Вначале печатала валюту с 14 нулями, а потом вообще отказалась от собственной денежной единицы.
А все из-за того, что президент дал команду бандам молодчиков (официально они назывались Ассоциацией ветеранов национально-освободительной борьбы) силой отнимать земли у белых фермеров и передавать коренному населению. Многие землевладельцы при этом были убиты, тысячи покинули страну. А сельское хозяйство в итоге было загублено за несколько лет. Новые хозяева земель попросту не знали, как их обрабатывать. Страна столкнулась с голодом и фактически стала банкротом.
В ЮАР, казалось бы, все проходит более цивилизованно. Землю не отнимают, а выкупают. Но выкупают принудительно, то есть цену будут назначать власти — и попробуй откажись. По сути — та же экспроприация. И результат, я боюсь, может оказаться тем же, что в Зимбабве. Только еще хуже. Белых в ЮАР – 6 млн, и не исключено, что многие из них захотят защищать свою собственность с оружием в руках.
А вообще, конечно, очень жаль, что страна, так хорошо начинавшая свой переход от апартеида к нормальному, гуманному обществу, не удержалась на этом пути и постепенно скатывается к зимбабвийскому маразму. Очень жаль, что нынешний президент Джейкоб Зума перечеркивает наследие Нельсона Манделы, сумевшего, несмотря на 27 лет тюрьмы, подняться над своими обидами и не ставшего сводить счеты с белыми. И очень жаль, что партнер России по БРИКС и пока еще региональный лидер вступает на скользкий путь, определяет врага по цвету кожи и, в конечном счете, ведет дело к экономическому самоубийству.