Наше все
Или сорок лет технического совершенства
До появления этого автомобиля привилегия «куда смотришь – туда и едешь» была доступна разве что состоятельным владельцам всяких «лендроверов». С появлением ВАЗ-2121 произошло практически то же, что и с появлением массовой мобильной связи – внезапно открылся огромный новый рынок, в который буквально ринулись все производители. Недаром именно «Ниву» называют основоположницей всего класса нынешних кроссоверов. Комфортных и удобных в городе. И проходимых на проселке.
Доктор-инженер Юрий Постников (Магдебург), фото «АвтоВАЗ»
«Нива» стала исключительной удачей советских специалистов. Исключительной именно потому, что она была реализована и нашла признание во всем мире. В СССР не было недостатка в талантливых людях, которые выдвигали превосходные идеи. Но вот с их реализацией и, главное, коммерциализацией обычно ничего толком не получалось. Электронное телевидение придумали и реализовали впервые в СССР, но вещание началось в Америке. О разработках мобильных телефонов советская пресса, в том числе автомобильный журнал «За рулем», писала в 1957 году, но никакого практического результата из этого не вышло. И таких случаев можно вспомнить немало. А вот «Нива» как раз обратный пример!
Как и все удачные модели, ставшие культовыми – Ford T, Volkswagen Kaefer или Mini, – «Нива» получилась благодаря тому, что ее создатели отказались от стереотипов и стремились решить реальные проблемы потребителей, и при этом в условиях жестких ограничений. Хотя к тому времени уже существовал Range Rover, да и вообще сочетание легкового кузова и шасси повышенной проходимости уже не раз было реализовано, в том числе в СССР, до начала 70-х никто не пробовал выпускать столь компактную модель повышенной проходимости.
Технический шедевр
Именно так. Как это часто у нас бывает, успех случился не «благодаря», а вопреки.
Машину необходимо было максимально унифицировать с уже выпускаемыми моделями, и поэтому в конструкции использовано много узлов от «классики», как мы называем «Жигули» сегодня. Вопрос тут был не только в себестоимости, но и в организации производства – в условиях постоянного дефицита мощностей было непросто найти место для выпуска новых узлов.
Легковой автомобиль повышенной проходимости просто обязан был стать компактным, чтобы обеспечить хорошую геометрическую проходимость – то есть и свесы должны быть покороче, и база не слишком длинной. Так «Нива» стала первым трехдверным автомобилем в СССР. Вторую пару дверей просто некуда было втиснуть, да и машина получилась бы существенно дороже. А она и так стоила примерно на 500 руб. больше, чем самая престижная легковая модель ВАЗа, 2106. Неудивительно – кое-какие детали она получила от него.
Требования к сокращению размеров и массы также стали причиной великолепного с технической точки зрения решения – размещения запасного колеса под капотом. Ведь просто поразительно, как точно сумели вписать колесо под капот! Правда, сегодня такая «плотная» компоновка создала проблему для владельцев машин с литыми дисками. Под капот входят только колеса со штампованным диском.
Сегодня постоянным полным приводом с межосевым дифференциалом трудно кого-то удивить – такая схема используется и на кроссоверах, и на внедорожниках, и на спортивных моделях, поскольку позволяет повысить не только проходимость, но и устойчивость на хорошей дороге. Но сорок лет назад это решение было не просто редкостью, а вообще практически не применялось в массовых моделях!
Еще с институтских времен я помню статью то ли из французского, то ли британского журнала со сравнительным тестом внедорожников. «Нива» там была самой дешевой, самой тесной и самой маломощной. Но в конце теста размещалась фотография, где скромная «Лада» вытягивает из лужи то ли Range Rover, то ли Pajero с подписью «Если у кого-то из участников теста случались проблемы, на помощь всегда приходила русская Lada». Вот это и называется – технический шедевр!
Без финтифлюшек
Этот автомобиль стал крайне неожиданным и непривычным сочетанием комфорта легковушки и возможностями вездехода. Салон шире, чем у 24-й «Волги», мягкая передняя панель с колодцами многочисленных приборов, классные передние кресла с подголовниками…
Кузов покроен по самой последней итальянской моде: капот заходит на крылья, свесы спереди и сзади короткие – облик лаконичный и мускулистый, бамперы прямые, из крепкого алюминия с резиновой вставкой посредине, без всяких финтифлюшек – таким любого можно подвинуть!
Мой учитель из МВТУ им. Н.Э. Баумана, например, утверждает, что «Нива» очень скромно и сдержанно покроена, не имеет вызывающих элементов ни внешнего декора, ни внутреннего убранства, поэтому и не смотрится анахронизмом даже спустя 40 лет на конвейере. Я с ним полностью согласен, именно спустя 40 лет после премьеры эта машина смотрится сдержанно, как Золушка. Но, на мой взгляд, в 1976 году эта же самая «Нива» была вызывающе роскошна как внутри, так и снаружи!
В 1983 году Citroën провел в Москве представительную пресс-конференцию о намерении совместного сотрудничества. По слухам, просили дать лицензию на «Ниву» – взамен предлагали любую свою модель плюс постройку завода в придачу.
Живее всех живых
«Нива» на фоне калейдоскопом сменяющихся моделей и типажей других марок выпускается уже 40 лет и уходить даже не собирается. Более того, она пережила за этот период весьма серьезные модернизации, приведшие к изменениям в конструкции.
В 1994 году машина получила новое оформление задней части кузова с дверью до пола багажника и вертикальными задними фонарями – стало комфортнее пользоваться грузовым отсеком. Появился новый интерьер. Самое серьезное новшество того периода – впрысковый двигатель объемом 1690 куб. см большего момента и мощности вместо прежнего карбюраторного 1600.
С приходом в нашу страну капитализма и конкуренции появились многочисленные модификации. Это и пикап, и удлиненная пятидверная «Нива», и Chevy Niva. Все эти вариации и близко не подступились к успеху и популярности классической короткобазной «Нивы».
Исключением, подтверждающим правило, стала дизельная версия ВАЗ-21215 для экспорта. Эта машина получила дизель Peugeot объемом 1905 куб. см и мощностью 64 л. с. Более современную модель мотора французы поставлять отказались, опасаясь конкуренции. Но даже этот классический олдскульный дизель с большим крутящим моментом сделал свое дело – тяговые характеристики «Нивы» стали на порядок лучше. Машина поехала как никогда прежде – в 1995 году официально заняла во Франции на первое место по количеству проданных авто в классе внедорожников! Производство дизельных «Нив» было организовано А. А. Романовым в подмосковном Чехове. В период в 1995 по 1998 год произвели около 10 000 автомобилей, которые шли исключительно на экспорт. Пожалуй, это была самая удачная и успешная версия «Нивы».
Из последних изменений упомянем гидроусилитель руля, существенно облегчивший управление, и ШРУСы на валу раздатки, снизившие вибрации, которые были неотъемлемым спутником «Нивы» с самого ее рождения.
Версию «Нива Урбан» можно оценивать, как «Нива Light» – почему бы и нет: своего покупателя она уже нашла, смотрится очень ладно и гармонично.
На чем поеду я
«Нива» появилась в пору моего детства, она мне понравилась тогда сразу и нравится до сих пор в том оливково-зеленоватом цвете, который я определил бы, как ее оригинальный.
К счастью, систему полного привода за это время не «улучшили», поэтому мы имеем технический продукт полувековой давности! Это завораживает и является серьезным аргументом обладания такой вещью, тем более новой, с конвейера. Породистый итало-советский дизайн кузова образца 1976 года, не устаревший за 40 лет, мне тоже очень по душе.
Итак, новая стоковая «Нива» с алюминиевыми бамперами, если найду, то в оливковом цвете, а если нет – то перекрашу в него. Оригинальные 16-дюймовые диски и зубастую резину отыскать тоже можно, и чтобы на торцах ступиц колес обязательно хромированные заглушки – как тогда, в детстве.
Впрысковый мотор 1,8 – это несомненный плюс. Серворуль, АБС и кондиционер в компании с электрическими стеклоподъемниками «олдскульную» гармонию не портят. Cалон, скорее всего, демонтирую. Тут место того самого первого торпедо с «шестерочными» приборами в глубоких колодцах и с «шестерочным» же двухспицевым рулем с тонким ободом. Этих запчастей на базарах полно! Оригинальные сиденья с низкой спинкой и виниловой обивкой тоже найду – отдам перешить в натуральную черную кожу, как и старые дверные карты. На пол – резиновые коврики с высокими бортами.
Чем вам не спецверсия Lada 4x4 Oldschool 2017 года, выполненная к 40-летнему юбилею знаменитого автомобиля!
Еще пять поводов гордиться «Нивой»
Грузовик МАЗ-501 и легковушка ВАЗ-2121 – родственники. На легковушке применена такая же конструкция постоянного полного привода с блокируемым межосевым дифференциалом. Исследования, проведенные еще в 50-е, показали, что при определенных условиях ведущее колесо на бездорожье может оказывать меньшее сопротивление качению, чем ведомое.
«Нива» – одна из немногих моделей автомобилей, побывавших в Антарктиде. В 1990 году красная серийная машина была доставлена на шестой континент, где за восемь месяцев машина проехала несколько тысяч километров при температурах от –57C° до +4C°.
Сборка «Нивы» была налажена в XXI веке в нескольких странах: в Казахстане, на Украине, в Уругвае. В этой стране машина продавалась под названием Bognor Diva.
Ведущий конструктор «Нивы»> Петр Прусов рассказывает, что «Ниву» назвали в честь детей – его дочерей Натальи и Ирины и сыновей первого главного конструктора ВАЗа Владимира Соловьева Вадима и Андрея.
В свое время до 80% «Нив» отправлялись на экспорт. В 2013 году была выпущена двухмиллионная «Нива».