«Бывших банкиров не бывает»
Интервью
Глава Нижегородского района Нижнего Новгорода Игорь Согин — о новой жизни исторического центра, сотрудничестве с бизнесом и антикризисных инициативах
— Нижегородский район — основной участник программы так называемого «волнового» переселения аварийного фонда. Но сейчас программа фактически заморожена, и в городской власти многие связывают это с передачей полномочий на уровень области. Вы разделяете эту точку зрения?
— Заявить, что площадки, подготовленные к аукционам по развитию застроенных территорий, не продаются только из-за недостаточного искусства новых продавцов, я не могу — факторов множество. Все-таки сказывается кризис: за пять лет мы подготовили около 20 площадок, это много, но реализовать их в сжатые сроки в условиях экономической нестабильности невозможно — нет спроса. Кроме недостатка финансовых ресурсов инвесторов беспокоит и дефицит инфраструктурного девелопмента. Пару лет назад мы уже предметно обсуждали комплексный подход в этой части на примере перспективной для развития улицы Ильинской: предлагалось проложить там единый канал для всех коммуникаций — газа, тепла, воды, электроэнергии. Это позволило бы и сэкономить, и резко повысило бы стоимость площадок под строительство, за счет чего можно было бы вернуть вложенные инвестиции. Ресурсоснабжающие компании были готовы вкладываться, потому что понимали, что так, всем вместе, получить конкретных потребителей дешевле и эффективнее, чем каждому бегать за согласованиями, копать и перекапывать. Кризис заморозил эту инициативу, но, думаю, мы к ней неизбежно вернемся, как и к программе «волнового» переселения в целом. Это действительно уникальная идея, позволившая впервые с советских времен гарантировать людям благоустроенное жилье.
— О каких перспективах развития территории Ильинки и окрестностей идет речь?
— Эта часть исторического центра города уже меняется, и в ближайшие годы, я надеюсь, преображение продолжится и район задышит по-новому. В разной степени проработки и реализации находятся проекты крупных жилых комплексов. ООО «Международная строительная компания» строит первые объекты в границах улиц Ильинской, Архитектора Харитонова, переулка Плотничного, а в перспективе там будет комплексная застройка, предусматривающая в том числе и реконструкцию домов. Очень достойный проект у ООО «РегионИнвест-52» в границах улиц Горького, Ильинки и Новой. ООО «ВеССт» строит двухсекционный жилой дом в квартале Малой Ямской, Горького и Ильинской, объект планируется сдать к концу 2017 года. А в границах улиц Крупской, Ильинской и Большой Покровской жилой дом с подземным паркингом строит компания «Центрэнергострой-НН» — там работы только начались, планируемый срок завершения — конец 2018 года. Больше гектара новой застройки — в границах улиц Крупской, Большой Покровской и Воровского, масштабные работы будет вести ТСЖ «Воровского, 12». Сейчас там освобождается территория, выдаются разрешения на строительство, которое будет разбито на три этапа — ориентировочно до 2022 года. На противоположной стороне, в границах улиц Красносельской, Ильинской и площади Лядова, мы подготовили площадку под строительство нового здания областного арбитражного суда. Теперь дело за Федерацией: как только появится финансирование и объект построят, площадь обретет законченный вид. Также мы полностью расселили дома на территории Малой Ямской, выделенной под строительство детского сада в этом районе. Я очень горжусь этим проектом — это будет первый и пока единственный в городе муниципальный инклюзивный детский сад, готовый принимать и детишек с особенностями развития.
— В апреле состоялся первый тендер по продаже прав льготной аренды исторического особняка на Ильинке, 64, по условиям которого инвестор обязался реконструировать объект. Насколько эффективна, на ваш взгляд, эта схема привлечения инвесторов к историческим памятникам?
— Это абсолютно рабочая схема. Тот факт, что на тендер было подано несколько заявок, говорит о том, что инвесторам такой механизм интересен. Поэтому у 18 других особняков, подготовленных для торгов по новой схеме, думаю, есть неплохой шанс на реконструкцию.
Важно отметить, что бизнес и сам проявляет инициативу и готов вдохнуть жизнь в старые объекты. Взять, например, кинотеатр «Октябрь» и развернувшуюся дискуссию вокруг его реконструкции. Многим дорог этот старейший кинозал, но с экономической точки зрения он не выдерживает конкуренции с многозальными кинотеатрами. Поэтому вариантов немного: брать «Октябрь» на баланс бюджета, чтобы сохранить профиль — неправильно и недальновидно потому, что обречено на провал, уговаривать инвестора — бессмысленно. Гостиница, на мой взгляд — красивый компромисс, причем не самый эффективный для инвестора: гораздо дешевле и прибыльнее было бы сделать на месте «Октября» торговую точку. Теперь наша совместная задача — придумать, каким образом обеспечить подъездные пути к отелю. Соображения есть, поэтому думаю, что задача вполне решаема.
Еще один важный аспект работы с историческими объектами в нашем районе — перевод жилых помещений в нежилые. И хотя большинство первых этажей в центре уже отданы под офисы, для нас это по-прежнему острый вопрос взаимоотношений с предпринимателями. С одной стороны, мы должны максимально облегчать условия для ведения бизнеса, с другой, следить, чтобы не было ущерба жителям. А в случае с переводом помещений часто бывает так, что предприниматель получает прибыль, а стоимость жилья и комфорт проживания в доме резко падают. Кроме того, есть проблема контроля над перепланировкой помещений на первых этажах, переведенных из категории жилых в офисные. Актуальное жилищное законодательство таково, что контролировать собственников таких помещений фактически невозможно — они могут хоть все несущие стены там снести, это серьезные риски. Поэтому мы планируем обращаться в областной парламент с просьбой сформулировать инициативу по корректировке федерального законодательства.
— Есть ли на территории района градостроительные проекты, приостановленные на время кризиса?
— Да, я бы даже сказал — на период действия западных санкций. У нас есть великолепный проект по строительству паркинга в Почаинском овраге. Германская компания Arkon Development планировала инвестировать около 40-50 млн евро в создание целой общественной зоны с ресторанами, амфитеатром, фонтаном и паркингом. Завершить строительство планировалось уже к 2018 году, немцы начали регистрировать управляющую компанию, но из-за внешнеполитических событий финансирование было приостановлено. Надеюсь, когда-нибудь мы к этому проекту вернемся, потому что вопрос хаотичных парковок в центре надо решать. Кстати, в информации, которая на днях появилась в СМИ о застройке Почаинского оврага, речь идет о противоположной стороне.
— Один из путей решения этого вопроса — платные парковки. Первые появились именно в историческом центре — в районе улицы Рождественской. Как вы оцениваете первые месяцы их работы?
— Давайте посмотрим на опыт Москвы. Сколько там было противников платных парковок, но, когда заработали первые такие стоянки, Москва поехала! Рождественская тоже всегда была забита машинами: люди оставляли автомобили на ночь, бросали их на зиму и на время отпуска… А центр города не должен быть таким. В любой европейской столице въезд в старый город всегда ограничен. Так что я уверен, что программу платных парковок надо развивать, как и проекты перехватывающих парковок и мониторинг нарушителей. Сейчас мы прорабатываем вопрос оснащения административно-технических инспекторов специальными планшетами для фиксации нарушений. Ведь штрафы, например, за хамскую парковку на газонах идут в местный бюджет, а это реальная возможность увеличить взыскания с нарушителей. В отличие от установки бетонных барьеров, каких-то кольев железных, это цивилизованный путь. Немногие пользовались ремнями безопасности, пока штраф не ввели.
— Нижегородский район — еще и самый «популярный» у эвакуаторов. При этом к системе есть много вопросов как у жителей города, так и у надзорных ведомств…
— Разделю проблему на две части. Во-первых, вопрос о целесообразности. Здесь очень красноречива статистика обращений граждан в администрацию: пару лет назад моя приемная была забита жалобами о том, что из-за хаотично припаркованных машин невозможно пройти по улицам с коляской, перейти дорогу по пешеходным переходам и так далее. Сейчас все спокойно. Ведь незаконно никого не эвакуируют — люди нарушили и понесли наказание. Да, я слышал тезис о том, что дорожные знаки о запрете стоянки не всегда обоснованны. Но тут надо разбираться в каждом конкретном случае с участием ГИБДД. Во-вторых, есть вопросы собственно к механизму эвакуации. Я думаю, комбинированная схема — когда есть муниципальное предприятие, эвакуирующее автомобили нарушителей, и выбранные на конкурсе частники — наиболее жизнеспособна.
— Давайте вернемся к сотрудничеству власти и бизнеса. Как строятся отношения в части городского благоустройства?
— Диалог есть. Если раньше социальные проекты, проекты благоустройства воспринимались как некий добровольно-принудительный оброк, то сейчас речь идет уже о социальной ответственности. Потому что бизнес развивается там, где есть квалифицированные кадры и комфортные условия жизни для специалистов. С кадрами в Нижегородском районе все отлично: мы традиционно первые в городе и в области по медалям и призовым местам на олимпиадах всех уровней, в том числе и международном, среди школьников, есть совместные программы школ и вузов. А с точки зрения благоустройства — предприниматели понимают, что если они будут развивать среду вокруг себя, им же будет лучше: люди будут работать с другим настроем, производительность труда вырастет. Примеры таких социально ответственных проектов у нас есть: вместе с «Транснефтью» и «Нижфармом» мы благоустраиваем парк им. Кулибина, организовали там спортивные площадки и шахматный павильон. Уже нашлись потенциальные партнеры для развития сквера на Большой Покровке, напротив ДК Свердлова. Там очень интересный проект, придуманный ребятами из студии «О’Город» — это молодежный парк с зоной воркаута, арт-объектами, остановкой в амстердамском стиле. Я увидел его в газете «Селедка» и пригласил разработчиков к себе обсудить детали. Должен сказать, что только в Нижегородском районе парки и скверы имеют некую социальную и культурную направленность: парк Победы — музей, уникальный православный Печерский парк, скоро будет и молодежный со своими «изюминками».
— Развитие парков — один из самых дискутируемых вопросов: привлекать ли инвесторов и, если да, то на каких условиях?
— На территории Нижегородского района фактически нет парков, которые были бы интересны инвесторам с точки зрения управления. Часть из них — мемориальные, как парк им. Кулибина, их запрещено передавать в частные руки, на территории других невозможна никакая коммерческая составляющая, как в сквере на площади Горького. Инвесторам интересны большие массивы, вроде «Швейцарии» или Сормовского парка, которые можно зонировать. И в каждом таком случае должна быть точечная работа с рассмотрением концепта, идеи инвестора — это главное. Аукционы на повышение цены — не подходящий здесь принцип.
— У вас большой опыт работы в банковском бизнесе. Как он помогает работать в условиях кризисного бюджета?
— Банковский бизнес — это прежде всего правильное воспитание мозгов, привычка тщательно взвешивать риски и оценивать людей, которых принимаешь на работу. Этому я учился и когда начинал работать в Инкомбанке, и в Альфа-банке у Михаила Фридмана, когда пришел туда в 1999 году. Но бывших банкиров не бывает: многие решения проблем приходят, когда обращаешься к тому опыту антикризисного управления.
Сегодня мы активизировали работу комиссии по взысканию налоговой задолженности и за пять месяцев с начала года собрали свыше 100 млн руб. — это минимум на порядок больше, чем в других районах города, притом, что на нашей территории всего три промышленных предприятия, а остальные работают в торговле и сфере услуг. Кроме того, я стал чаще встречаться с застройщиками, чтобы понять, что от нас нужно, чтобы они быстрее завершили свои проекты. Увеличивая общую налогооблагаемую базу, мы работаем по инвентаризации объектов ИЖС: хотя в Нижегородском районе не так много строится частного жилья, мы идем к тем, кто не спешит вводить недвижимость в оборот, и убеждаем сделать это. Наконец, активизируем работу с малым бизнесом. Например, уборка района в этом году стала неинтересна московской компании: в декабре меня поставили перед фактом, что в новом тендере они участвовать не будут. Тогда решено было разбить район на участки и выставить на торги небольшие лоты. В результате их стали обслуживать местные компании: налоги остались в регионе, повысилась управляемость.