«С экономической точки зрения санкции России большого ущерба не наносят»
Руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН Борис Шмелев в интервью «Ъ FM»
Никола Саркози предложил Владимиру Путину отменить контрсанкции. Экс-президент Франции высказался за отмену европейских ограничений в отношении Москвы. Однако первый шаг должна сделать Россия, заявил политик. Об этом он заявил на сессии Петербургского международного экономического форума. Руководитель Центра внешней политики России Института экономики РАН, доктор исторических наук Борис Шмелев рассказал подробности ведущей «Коммерсантъ FM» Наталье Ждановой в рамках Петербургского международного экономического форума.
— Как вам идея Саркози? Действительно ли первый шаг должна сделать Москва?
— Это интересная идея, надо прямо сказать. Но в политике нужно всегда продумывать последствия своих шагов. И с этой точки зрения, конечно, следует видеть последствия реализации Россией этого предложения от Саркози. Если Россия первая отменит свои так называемые контрсанкции, то это ничего не изменит в ее отношениях с Европой, с Западом в целом. Потому что санкции — это лишь часть механизма холодной войны, которая установилась во взаимоотношениях. Наши противоречия носят глубокий системный характер, и санкции являются следствиями этих противоречий, поэтому надо устранять сначала эти противоречия. Этот жест доброй воли России в плане политическом ничего, как мне кажется, не даст. Тем более что Запад к отмене санкций сам не готов, об этом было заявлено уже неоднократно, и они будут, видимо, еще достаточно долго продолжаться.
С экономической точки зрения эти санкции России большого ущерба не наносят. Россия имеет возможность выхода на рынки Европы, Соединенных Штатов Америки, Россия имеет возможность получать кредиты и займы на финансовых рынках Запада. Да, целый ряд российских банков не имеет доступа к ним, но многие имеют, и они могут этим пользоваться. Поэтому с точки зрения финансовой, ущерб для России не такой уж большой. Да, закрыт выезд в Европу и Соединенные Штаты Америки целому ряду российских политических деятелей, но, я думаю, что это ущерб для России небольшой.
Нужно иметь в виду, что контрсанкции, которые ввела Россия в ответ на санкции, являются своеобразной формой защиты российского внутреннего рынка. И об этом говорилось давно, и в рамках этой политики сейчас начинает быстро развиваться сельское хозяйство, бизнес в сельском хозяйстве. И если Россия отменит свои контрсанкции, это нанесет очень мощный удар по начинаниям, обвалит сельскохозяйственное производство, особенно в области овощей, фруктов и ряда других товаров, продуктов. С любой точки зрения — и с экономической, и с политической — мне думается, России на сегодняшней день первой этот шаг делать не стоит.
— Тем более, что глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер приехал в Петербург, его осудили за это представители некоторых западных стран. Но он заявил, что выполнение минских соглашений является единственным путем к отмене санкций. И он опять упомянул присоединение Крыма. Как вы думаете, при такой позиции, как долго может продлиться санкционный режим и, соответственно, режим контрсанкций со стороны России?
— Режим санкций в отношении России может продлиться долго, я бы даже сказал, очень долго, поскольку выполнение минских соглашений зашло в тупик. Украина, Киев выполнять их не хочет, не может и не будет. В Киеве считают, что их выполнение приведет к совершенно иной модели функционирования украинского государства, к так называемому федерализму, с чем они не согласны. Поэтому обвинять Россию в том, что она является виновницей срыва минских договоренностей, можно бесконечно долго, но это не правда, это не так.
— Борис Александрович, если вам так очевидно, что в срыве минских соглашений виноват Киев, почему Москва не может убедить в этом западные страны? Почему ни Германия, ни США не считают, что во всем виноват Киев?
— Германия, Франция, Париж и Берлин так не считают, потому что это им выгодно. И они не хотят оказывать мощное давление на Киев, они не хотят оказывать давление на Порошенко, поскольку это привело бы к определенным коллизиям и на Украине сейчас, к политическим волнениям, к ослаблению позиции Порошенко, что им тоже не выгодно. В конечном счете то, что сейчас происходит на Украине, Запад устраивает, устраивает и Берлин, и Париж. Военных действий нет, эскалации военных действий нет, а такая управляемая напряженность, которая дает возможность Западу воздействовать на Киев, оказывать влияние тем самым и на Москву, это конфликт малой интенсивности, он, что называется, отвечает их интересам, дает им в руки достаточно эффективный дипломатический рычаг воздействия на Россию.
— То есть санкции в отношении России — это все часть программы поддержки Киева со стороны Вашингтона и Берлина?
— Конечно. То, что сейчас был принят этот пакет помощи в области обороны НАТО, ряд других шагов — все свидетельствует о том, что Запад Украину бросать не хочет и не бросит, он будет ее поддерживать как противовес России. И в рамках той холодной войны, которая сейчас существует в наших взаимоотношениях, это эффективный рычаг воздействия на Россию, это подрыв ее геополитических позиций, дискредитация международных отношений, это дает Западу массу преимуществ. Главным инициатором украинского кризиса на сегодняшний день является, конечно, Запад и Соединенные Штаты Америки в первую очередь.
— Алексей Кудрин на Петербургском форуме напомнил, что уровень жизни и реальные доходы населения России снижаются уже третий год подряд. И такого не было ни при кризисе 98 года, ни 2008 года. Тогда снижения были один год, потом мы снова шли в рост. Как вы думаете, все это результат санкций и контрсанкций или не только? И согласны ли вы с представителями российских властей, которые говорят, что чем дольше продлиться режим санкций, тем это будет выгоднее российской экономике, поскольку мы к этому приспособимся, научимся жить без Запада. И вообще без поставок из-за границы.
— Кризис, который переживает российская экономика, соответственно, падение жизненного уровня российского населения вызвано не теми санкциями, которые ввел против России Запад, а всей той прежней экономической политикой, которая проводилась правительством в предшествующие годы. Зачастую где-то признается правительством, кризис 2008-го, 2009-го годов не преодолен, он продолжается. Основные причины, которые обусловили возникновение этого кризиса в 2008-ом, 2009-ом годах не были устранены. Никаких реформ по существу не проводится, никакой ясной программы выхода из кризиса не представлено, идут пока дискуссии, обсуждения, и поэтому страна и экономика топчется на месте.
Конечно, санкции, как я уже сказал, имеют определенный позитивный эффект для российской экономики, потому что Россия ввела своеобразный режим протекционизма, и это способствует ее развитию в области сельского хозяйства. То есть на внутреннем рынке сельхозпродукция пользуется более благоприятными условиями для своей реализации, чем это было до того.
— Начнут ли когда-нибудь плюсы перевешивать минусы? Если вы говорите, что режим санкций продлится очень долго?
— Конечно. Минусы уже сейчас проявляются, поскольку мы все видим, что растут цены на сельхозпродукцию, что товары, производимые в России в сельском хозяйстве, они дороже, чем импортные товары. И какой-то период времени население России готово мириться с удорожанием продуктов, снижением жизненного уровня, но это бесконечно не может продолжаться. Я думаю, что уже где-то через год-полтора эти минусы будут накапливаться, минусы будут перевешивать плюсы. За этот год-полтора российская экономика должна создать задел, условия для того, чтобы опять вернуться к режиму открытости.