Измерения ждут большие изменения
Телекомпании поддержали запрет на оценку аудитории иностранцами
Крупнейшие медиахолдинги поддержали законопроект, запрещающий иностранным компаниям измерять аудиторию российского ТВ, хотя и просят не торопиться, чтобы не спровоцировать отток телерекламы. Ряд отечественных медиаизмерителей уже выразили готовность заменить TNS Russia, чьими данными участники рынка руководствуются последние 20 лет. Законодательные изменения также могут заставить британских акционеров TNS найти партнера в России, так как законопроект ограничивает долю иностранного инвестора 20% по аналогии с законом о СМИ.
Вчера на заседании комитета Госдумы по информполитике, информтехнологиям и связи чиновники, представители крупнейших телекомпаний и отраслевых объединений обсудили законопроект Андрея Лугового, единогласно принятый в первом чтении 15 июня. Если он станет законом, измерять рейтинги, по которым продается телереклама, сможет только аккредитованная в Роскомнадзоре компания, на 80% принадлежащая россиянам. Это сделает невозможным работу TNS Russia, ключевого с конца 1990-х медиаизмерителя, принадлежащего британской WPP. По его данным закупают рекламу на российском ТВ, объем которой в прошлом году составил 136,7 млрд руб.
Телекомпании поддержали инициативу, рассказали "Ъ" участники заседания. В то же время они обеспокоены сроком вступления закона в силу (1 января 2017 года) и предлагают отсрочку как минимум на год. Резкое появление нового измерителя будет шоком для индустрии, настаивают рекламные агентства: непонятно, по каким данным осенью заключать сделки на 2017 год. Телеканалы согласились, что спешка приведет к дезорганизации и плохо повлияет на переговоры с рекламодателями. "Это как менять самолет на лету, не успев дозаправить. Депутаты, как обычно, принимают радикальные решения до конца весенней сессии",— рассуждает собеседник "Ъ" в компании из первой десятки рекламодателей ТВ. Форсированные темпы вступления закона в силу могут привести к оттоку с ТВ рекламных денег, которые могут уже не вернуться, согласен замгендиректора Vi по GR Илья Будницкий.
Минкомсвязь и Роскомнадзор в целом поддерживают проект, заявили их представители. В то же время, по мнению представителя Минкомсвязи, он нуждается в доработке: в частности, срок аккредитации следует увеличить с года до пяти лет. Начальник управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Федеральной антимонопольной службы Николай Карташов опасается, что проект предполагает для измерителя иммунитет от антимонопольного законодательства. Кроме того, госаккредитация сама по себе еще не обеспечит "прозрачность", которой объясняется необходимость закона, заключает он.
По мнению собеседников "Ъ" на медиарынке, закон может склонить TNS к поиску российского партнера. В прошлом году WPP уже получала предложение продать этот бизнес крупному российскому медиахолдингу, но отказалась, утверждает один из них. В TNS воздерживаются от комментариев; ее головной офис уточнил лишь, что исполняет законы в каждой стране присутствия.
Как минимум две отечественные компании выражают готовность заниматься измерениями вместо TNS: ВЦИОМ и Национальный реестр интеллектуальной собственности (НРИС) при Роспатенте. "У нас создана базовая инфраструктура для измерений, которая позволяет выявлять факт ретрансляции по аналогии с Shazam. Мы готовы идти за госаккредитацией и, если она будет получена, создавать и дорабатывать измерительную панель",— подтвердил "Ъ" гендиректор НРИС Николай Дуксин.
В 2014 году, когда медиахолдинги пытались выбрать измерителя на тендере, до последнего этапа из российских компаний дошел только "Ромир". Тогда собеседники "Ъ" среди рекламодателей опасались победы российского игрока, данным которого они доверяют не так, как TNS. В то же время претензии были и к самой TNS, которая, например, проводит измерения не во всех регионах. "Неважно название поставщика, важно качество и прозрачность. Измерения — валюта, по которой реализуется реклама, важно, чтобы все одинаково к ней относились",— резюмирует исполнительный директор "Русбренда" Алексей Поповичев.