Россия — важный рынок для американского бизнеса. Об этом в интервью «Коммерсантъ FM» заявил председатель Американской торговой палаты в России Алекс Родзянко в рамках Международного экономического форума. Несмотря на непростую геополитическую ситуацию, в Санкт-Петербург приехали представители порядка 500 иностранных компаний из 60 стран. Заместитель шеф-редактора ИД «Коммерсантъ» Дмитрий Бутрин обсудил с Алексом Родзянко перспективы деловых отношений России и США.
Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ / купить фото
— Что интересного вы привезли на форум? Вы, конечно, в совершенно удивительном положении: формально мы находимся в довольно странном состоянии не разрыва торговых отношений с Соединенными Штатами, но постоянной демонстративной войны. Тем не менее, здесь у вас здесь будет круглый стол. С точки зрения американских компаний, то, что они делают, — это оппортунизм, или им действительно почему-то важна Россия? Ведь, на самом деле, Россия для американских компаний — это не самый большой рынок, под боком есть большие рынки: есть рынок Канады, есть рынок Мексики. Да и наладить отношения с Индонезией гораздо проще.
— Действительно когда началось, как вы назвали, противостояние, санкции, порча торговых отношений, экономические военные действия — можно их так назвать, американский бизнес в России стоял под вопросом. И когда я выступаю на круглых столах в присутствии европейского бизнеса, в присутствии японцев, в присутствии китайцев и российских деловых кругов, то на меня как бы с упреком смотрят и говорят, что Америка здесь особо ничего не делает, и всех учит, и как бы тащит всех на санкции против России, из-за которых Европа страдает. Но если смотреть вокруг себя, то американский бизнес, очевидно, здесь — это «Макдоналдс», это Mars, это Procter & Gamble, это Gillette. Это все американские бренды, которыми россияне пользуются каждый день. Это, в конце концов, Ford, это Caterpillar, это Boeing. И действительно, возник вопрос: а почему же такая маленькая официальная статистика? И мы сделали опрос среди наших американских компаний, работающих в России.
— И что он показал?
— Он показал, что если официальную статистику умножить на четыре, это будет что-то ближе к правде, то есть у нас ответили 55 из 140 компаний, которых мы опросили. Одни вложили более $50 млрд в Россию, а официальная статистика гласит о $14 млрд. Мы их спросили, откуда ваша торговля с Россией? Они ответили, что три четверти торговли с Россией идет через третьи страны, то есть через Европу, через Азию. Значит, чтобы понять реальное присутствие Америки в российском обороте, нужно брать официальную статистику и умножать ее на четыре. И тогда получается что-то ближе к правде. Но интересный результат, он не научный, но он показательный.
— При этом, я так понимаю, речь идет пока что именно о промышленных компаниях?
— Мы опросили всех. Ответили с высокой вероятностью более индустриальные, поэтому да.
— Да, потому что, по крайней мере, для 90-х годов большое присутствие американского частного капитала в российской экономике — это то, что отличало Россию от многих других восточноевропейских стран.
— Да.
— Сюда вкладывались активно.
— А вот что касается вашего вопроса о значимости российского рынка, мы тоже задали этот вопрос — спросили, если ранжировать все страны мира, на какой позиции Россия. И более 63% компаний, которые ответили из этих 55, назвали Россию в числе топ-10 рынков сегодня. И мы задали вопрос немножко по-другому, спросили, а стратегически насколько важен российский рынок. И на этот вопрос почти 80% компаний ответили, что Россия — очень важный рынок, что говорит, мне кажется, о потенциале и о том, что потенциал оценивается как еще не исчерпанный.
— Это по-прежнему разговоры о том, что это 140-миллионный рынок, соседний с Европой, или это разговоры о том, что благосостояние России будет расти, и это просто рынок, который страшно терять?
— Это рынок сам по себе. Мне кажется, уже в головах Европа и Россия разделены как понятие по рынкам. Может быть, это тоже симптом противостояния, но это четко слышно. И рынок другой. У Европейского союза свои правила. Евразийский союз — это новое формирование, оно формирует свои новые правила, поэтому это отдельный рынок.
— Можно ли здесь вести бизнес для американской компании, игнорируя вообще политические вопросы, игнорируя санкции, игнорируя российско-американские государственные отношения?
— Правильнее сказать, что можно вести бизнес, но не игнорируя. Нужно четко обращать на это внимание. Санкции — это не абсолютный запрет, это ограничение. В рамках этих ограничений есть очень большие возможности для ведения бизнеса. И компании смотрят на них, но продолжают вести бизнес.