«Аэрофлот» видит риск ухода среднего класса
На авиарынке останутся только лоукостеры и премиум-класс
Руководство «Аэрофлота» не исключает исчезновения в России среднего ценового сегмента авиаперевозок. Это соответствует мировым трендам на рост премиальных перевозок и лоукостеров. При такой тенденции под угрозой может оказаться и трехчленная структура группы «Аэрофлот», где эконом-перевозчик «Россия» зажата между премиальным «Аэрофлотом» и лоукостером «Победа». Как писал “Ъ”, эта бизнес-модель уже вызвала критику отраслевых экспертов, которые считают, что она может привести к конфликту интересов внутри группы.
«Аэрофлот» не исключает исчезновение среднего ценового сегмента на российском рынке авиаперевозок в будущем, следует из слов гендиректора компании Виталия Савельева, которого цитирует RNS. Сейчас перевозчик развивает мультибрендовую структуру — премиум («Аэрофлот»), эконом («Россия») и лоукостер («Победа»), которая должна покрывать всю линейку потребностей пассажиров. По словам господина Савельева, «тренды Международной ассоциации гражданской авиации (IATA) показывают развитие премиум-сегмента и резкий рост лоукоста». При этом существующий средний сегмент сокращается, и исходя из «мирового тренда будет сжиматься, и на каком-то уровне люди могут перейти в лоукостер». «С учетом того, что средний класс в России еще не полностью сформировался, возникает вопрос, будет ли сегмент среднего класса» (в перевозках.— “Ъ”), отметил господин Савельев. Гендиректор «Аэрофлота» отметили, что «следят за этим сегментом»: «Пока он будет расти, мы его не убиваем».
Отметим, что сам «Аэрофлот» сейчас является единственной российской авиакомпанией, относящей себя к премиум-сегменту авиаперевозок, а группа имеет в своем составе полноценного лоукост-перевозчика. Другие российские авиакомпании также развивают низкобюджетные перевозки, но как отдельный класс тарифов в экономическом сегменте.
Как сообщал “Ъ” 16 июня (http://www.kommersant.ru/doc/3014108), эксперты НИУ «Высшая школа экономики» в своем докладе вице-премьеру Аркадию Дворковичу, замечали, что действующая бизнес-модель группы «Аэрофлот», предполагающая разделение на три сегмента, приводит к конфликту интересов внутри группы. Кроме того, они отметили мировой тренд, близкий к тому, о котором рассказывал господин Савельев,— тенденцию расширения премиум-сегмента и лоукостеров в сторону эконом-класса в борьбе за пассажиров. Это может приводить к тому, что в случае «Аэрофлота» головная компания группы и «Победа» будут теснить «Россию».
«Я строю авиационную группу, все знали,— заметил Виталий Савельев, комментируя стратегию “Аэрофлота”.— Я получил достаточно проблемные авиаактивы, мы сейчас более или менее их сложили. Мы занимаем три ниши. Нам говорят: “Нет, внутри группы должна быть конкуренция”. Какая конкуренция внутри группы? Мы для этого группу и создаем, чтобы не было конкуренции внутри группы. А иначе какой мне смысл все это тащить на себе?»
Почему на авиарынке ужесточился естественный отбор
Спад авиаперевозок приводит к тому, что в отрасли усиливаются тенденции к концентрации рынка. В первом квартале этого года удельный вес первой пятерки игроков составил почти 70%, а доля 15 крупнейших компаний превысила 90%. Эксперты полагают, что в этой ситуации ряду авиакомпаний, чтобы выжить, придется искать свои высокомаржинальные ниши, в противном случае неизбежен уход с рынка ряда перевозчиков. Читайте подробнее