«Нужно очень много комплексных мер, чтобы помочь малому бизнесу»
Генеральный директор компании «Сбербанк-АСТ» Николай Андреев в интервью «Ъ FM»
Закон о системе закупок госкомпаний нуждается в серьезной переработке. Такое мнение в интервью «Коммерсантъ FM» высказал генеральный директор компании «Сбербанк-АСТ» Николай Андреев. В рамках Международного экономического форума он побеседовал с политическим обозревателем «Коммерсантъ FM» Дмитрием Дризе и отметил, что правительство не уделяет этому вопросу никакого внимания.
— Какие главные проблемы в ходе дискуссии на форуме вас наиболее затронули? На что вы в ходе своих выступлений, общений с коллегами обратили внимание?
— Меня очень расстроило то, что с прошлого года все заявленные показатели, которые нужно было исправить по закону по закупкам госкорпораций — 223-му — не были выполнены ни в каком виде никем, о чем я и заявил. Но при этом я сказал, что компании, которые собираются отстаивать свое право быть электронными площадками для 223-го закона, продолжают наращивать свой арсенал, наращивают свое умение, свои серверные возможности, возможности защищенности своих площадок. Я общаюсь с коллегами, и все это делают. При этом я сказал такой термин: «перед носом висит морковка». Морковка — это возможность быть отобранными для 223-го закона.
— Давайте немножко поясним суть проблемы для тех, кто не разбирается. Вы говорите о нарушениях в системе закупок для госкорпораций?
— Это не нарушения, это просто перекошенная структура, где существует 163 площадки, вместо, например, закупок по 44 закону, где всего 5 площадок; где существует совершенно бешеная разрегулированность всей системы, и эти площадки торгуются по разным регламентам, по возможности торговать с разными определениями, на разных мощностях, там торгуются люди, у которых великолепные комплексы программно-аппаратные. И, скажем, так себе такое домашнее изделие. Поэтому я просто ратую за то, чтоб отбор, наконец, произошел, и площадки будут унифицированными, сильными, многопрофильными.
— Сейчас принят закон, который наводит порядок?
— Сейчас не принят, и никто не уделяет этому никакого внимания. 223 закон нуждается в серьезных инновациях переделках. И вчера на кругом столе я не услышал по этому поводу ничего.
— Правительство не готово работать в этой сфере?
— Абсолютно не готово, оно устало и работает с госзакупками. И у них нет времени, к сожалению, об этом вчера мы услышали, работать по 223 закону.
— То есть то, к чему планируется привлечь малый бизнес, мы знаем, к этой ситуации.
— Про малый бизнес я скажу вот что.
— Это была одно из таких программных заявлений, чтобы малый бизнес поучаствовал в закупках госкорпораций?
— Безусловно.
— Нет шансов у него, вы думаете?
— Я считаю, что есть шансы и делается для этого, в общем, немало. В прошлом году мы предложили использовать нашу площадку «Сбербанк-АСТ» для того, чтобы работать только с малым бизнесом. Мы показали все возможности наши, наши сильные стороны, показали, что у нас 54% рынка и так далее. Мы не были услышаны в тот раз. В этот раз мы даже предлагать этого не стали. Мы очень рассчитываем на то, что нас услышат, может быть, на «Коммерсантъ FM», мы, может быть, будем услышаны по цитируемости круглого стола. Дай бог удачи нашему малому бизнесу. Мне кажется, что очень много комплексных мер нужно для того, чтобы ему помочь.
— Например, каких? Как ему дать возможность пробиваться в этой части?
— Например, лично я считаю, это не относится к электронным площадкам, я считаю, что им нужны субсидии, им нужны определенные скидки в кредитах для получения денег, для того, чтобы они могли работать. Это мое личное мнение. Не лица в должности, а личное мнение.
— У нас существует столько организаций по поддержке малого и среднего бизнеса, корпорация целая существует.
— Да, корпорация сделала немало, но она работает несколько месяцев, и бог ей в помощь и попутного ветра. В нашем случае мы считаем, что не пункты в анкете, где ты пишешь, что ты малый и средний бизнес, а реальные деньги в помощь нужны в данном случае ребятам, которые относятся к малому и среднему бизнесу.
— Соответственно кредиты дорогие, они не могут их получать?
— Я думаю, да. Но это опять же не моя тема. Моя тема в том, что если будет выбрана площадка или несколько площадок, где мы будем участвовать, мы сделаем абсолютно и делаем уже сейчас все преференции, чтобы сделать для них работу простой. И напоследок я скажу, что в нашем случае у нас около 80% малого бизнеса и среднего уже сейчас на площадке, потому что по 223 закону весь крупняк, все большое находится на площадках госмонополий — это «Газпром», «Роснефть», РЖД и так далее. Поэтому так или иначе малый и средний бизнес все равно с нами, и мы делаем все самое лучшее для них.