«Мы будем всячески провоцировать молодежь на то, чтобы она пошла голосовать»
Лидер «Партии роста» Борис Титов в интервью «Ъ FM»
Главная проблема для российского бизнеса — это предсказуемость экономической политики страны. Об этом заявил уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей, лидер «Партии роста» Борис Титов на Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге. В беседе с политическим обозревателем «Коммерсантъ FM» Дмитрием Дризе он также рассказал, в каком состоянии в преддверии выборов находится партия.
— Какие главные сигналы вы хотите услышать от власти, что донести до власти в рамках этого форума?
— Видите, форум проходит в сложной экономической ситуации.
— На фоне негативных факторов.
— Конечно, даже не я, те, кто обращается ко мне, предприниматели, мы готовим доклад президенту и проводим социологический опрос перед ним. На первое место среди всех проблем ставят сегодня даже не суды или коррупционное давление, или административное давление, уже не говоря, там, налоги, это, конечно, сегодня очень важно, сегодня очень всех вопрос спроса волнует. Но на первое место ставят экономическую непредсказуемость. Поэтому где как не на форуме получить от власти ответ: будет у нас программа или не будет у нас программы. То ли мы будем также, как сегодня, стабилизироваться, ничего практически не делать, стерилизовать денежную массу, складывая ее в резервы, и никак не фиксировать своих желаний идти в ту сторону или в эту, просто твердо стоять. Но мы-то понимаем, что велосипед, когда он останавливается, все равно падает, любой велосипед. Или мы все-таки пойдем по-другому пути и найдем эту линию, на которой мы будем развивать экономику в активном режиме, инвестируя в будущее, инвестируя уже не в природную ренту, а в добавленную стоимость, создание новых производств. Вот поэтому сегодня этот вопрос.
— Не услышали ответ?
— Не услышим этого ответа.
— Ну, а сами как думаете?
— Правительство по-прежнему стоит на позициях, не знаю, понимаете, месседж очень неясный. С одной стороны, мы за рост, с другой стороны, мы не предлагаем никаких конкретных мер, не предлагаем программы. Сегодня там Улюкаев выступал на Сбербанке, сегодня мы услышали две противоположных, крайних точки зрения: Кудрина и Глазьева.
— Да, наверное, Сергей Юрьевич Глазьев впервые участвовал в таком мероприятии. Это не симптоматично?
— Я не знаю, я его не видел, по крайней мере, до этого. Но Сергей Юрьевич выступал со своей точки зрения, что нужна активная денежная политика, но при этом он, конечно, человек ограничений, он государственный по основе своей. Кудрин опять говорил правильные вещи, но так ничего и не сказал по денежно-кредитной политике. Он уже отказался от этой темы, что надо все стерилизовать. Но он сказал, что нужно очень жесткое бюджетное правило, мы должны уводить деньги, но как тратить эти деньги, ничего об этом не сказал. Мне кажется, идет такое соединение позиций. Вот наша позиция «Столыпинского клуба» средняя, она нейтральная. По девяти пунктам мы полностью совпадаем.
— Но ведь нельзя же скрестить эти позиции.
— Да, но позиции можно скрестить по девяти пунктам. Вот сейчас наша задача — вместе выработать все вопросы, связанные с институциональными реформами, структурными реформами, налоги, тарифы, суды, административное регулирование, давление, которое сегодня осуществляется на бизнес. Остается один пункт, первый, который сегодня не урегулирован. QE, количественное смягчение или Quantitative Easing, то есть ужесточение финансовой политики, предоставление кредитов в экономику, для развития, как мы говорим, необходимо это делать. Или мы все-таки жестко отстаиваем бюджет и позитивность бюджета. Вот в этом, конечно, нам очень сложно найти единую точку зрения. Во всем мире эта дискуссия, и в США, и в Европе, и в Японии была очень острой, но в результате от монетаризма отошли и перешли к новому такому легкому варианту развития.
— От экономики хочется перейти к вашему партийному строительству. Всех потенциальных избирателей беспокоит, как идут ваши дела.
— Вы знаете, мы для того, чтобы что-то сделать очень быстро, потому что это очень быстрая избирательная кампания для нас, практически несколько месяцев.
— Осталось-то всего ничего.
— Да, надо было хорошо подумать. Нам надо было понять, все-таки на кого, прежде всего, ориентироваться, какими методами, какие инструменты избирательные попытаться вывести на первый план. Вот сегодня мы пошли. Во-первых, мы построили партию, у нас в 85 регионах есть уже новые поддерживающие нас региональные отделения. Мы здесь абсолютно уверенно стоим на земле, причем они самофинансируемые, мы никого сверху из центра не финансируем, в отличие от всех других партий, которые существуют у нас в России.
— Самофинансирование — они за счет своих?
— Нас бизнес поддерживает в регионах, они сами финансируются.
— А поддерживают вообще?
— Мы не платим ничего в регионы, 85 региональных отделений, которые проводят не только партии строительство, но и сегодня участвуют в выборах, то есть вошли в избирательную кампанию, сами это делают, мы ни одному региону из центра денег не переводим.
— Уже достижение.
— Это серьезное изменение было, вернее, кардинальное отличие от всех других партий. Но, кроме этого, мы выбрали свои главные целевые аудитории. Конечно, это предпринимательство, прежде всего, малое предпринимательство и бизнес, и более крупный бизнес, они наши естественные партнеры, естественные союзники, но все-таки вторая главная целевая аудитория для нас — молодежь. Мы сегодня выбрали эту аудиторию. Молодежь более зависима от будущего, чем даже мы, им жить, и они сегодня проявляют активность большую, как ни странно, они никогда особенно не ходили голосовать, но сегодня мы видим, и мы будем всячески их провоцировать на то, чтобы они голосовать пошли.
— Будет список, праймериз у вас?
— Будет список, естественно, праймериз прошел, 40 человек мы от молодежи включили в список для избрания на различных уровнях. Мы сегодня участвуем даже на муниципальном уровне в некоторых городах.
— Уже есть?
— Вообще участвуем в выборах в законодательные собрания регионов, в парламенты регионов, в федеральную думу. Последнее, наверное, что я хочу сказать, что у нас уже сегодня есть — это новый стиль кампании. Я не знаю, вы видели наши выходы, это стиль такой новый, современный, с карикатурами, мы очень любим посмеяться над всем.
— А кто ваши лидеры? Кого мы можем узреть?
— Пока ждите съезд. Мы сейчас объявим это.
— Может быть, вы что-нибудь такое, утечку какую-нибудь, инсайдик небольшой?
— Мы пока не можем, вы же понимаете, мы сегодня ведем переговоры со многими людьми, у нас есть, на кого опираться, я считаю, что у нас будет хороший список, это, прежде всего, профессионалы, мы не гонимся за медийными лицами.
— Бизнес в основном?
— Бизнес, и люди-общественники, которые работают в социальной сфере, политики, мы набрали уже часть профессиональных политиков — Нечаев, Надеждин.
— Рекрутировали?
— Да, там Станкевич, Похмелкин, они все с нами. Вот эта стезя демократов конца 1990-х, 2000-х годов, которые строили практически наше государство тогда, сегодня многие из них с нами.