Угроза массового поражения
Завтра станет ясно, выступит ли сборная России на Олимпиаде-2016
Антидопинговая политика
Завтра в Лозанне на своем саммите Международный олимпийский комитет (МОК) должен рассмотреть вопрос о допуске на Игры-2016 в Рио-де-Жанейро отдельных российских легкоатлетов, которые на данный момент лишены этого права в связи с решением Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) о продлении дисквалификации Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА). Более того, данный саммит имеет куда более глобальный характер, поскольку на нем, по сути, пойдет речь о коллективной ответственности за нарушение антидопинговых правил. Некоторые зарубежные СМИ считают, что к открывающейся 5 августа Олимпиаде решением МОК может быть не допущена вообще вся сборная России. Однако, по информации "Ъ", подобный вариант развития событий маловероятен.
Решение IAAF о продлении бессрочной дисквалификации ВФЛА, принятое в пятницу, одним из первых прокомментировал Владимир Путин. "Конечно, несправедливо,— сказал президент РФ во время Петербургского экономического форума.— Если кто-то из членов вашей семьи совершил правонарушение, что, разве справедливо привлекать к ответственности всех членов семьи, включая вас лично? Так же нигде не делается". В то же время Владимир Путин дал понять, что шанс на приемлемое решение еще остается. "Я рассчитываю на то, что мы еще поговорим и с нашими коллегами в антидопинговой структуре, и надеюсь на соответствующую реакцию Международного олимпийского комитета",— отметил он.
Эта реакция, однако, пока оказалась нерадостной для российской стороны. Посовещавшись по скайпу, члены исполкома МОК в своем официальном заявлении выразили полную поддержку решению IAAF.
В свою очередь, российские спортивные чиновники пока ограничились общими словами. Президент Олимпийского комитета России Александр Жуков, которому 21 июня на саммите МОК предстоит выступить с докладом, осторожно заявил, что вопрос о выступлении отдельных российских легкоатлетов в Рио-де-Жанейро требует дополнительного рассмотрения. А министр спорта Виталий Мутко, сообщивший "Р-Спорту", что из 3 тыс. допинг-проб, взятых у российских спортсменов с начала этого года, положительными оказались только три, предложил... ликвидировать IAAF. "Это ее надо всю распустить",— сказал господин Мутко.
Что же касается позиции ВФЛА, то организация пока не получила официальных документов по решению совета IAAF и решение о подаче апелляции в Спортивный арбитражный суд (CAS), по всей видимости, будет принято в понедельник.
Тем временем отдельные российские спортсмены уже начали действовать. Например, ходоки Денис Нижегородов и Светлана Васильева отправили коллективный иск в тот самый CAS, куда ВФЛА на данный момент еще не обращалась. А двукратная олимпийская чемпионка в прыжках с шестом Елена Исинбаева, которая, правда, на данный момент не выполнила олимпийский норматив, еще в пятницу вечером заявила, что после консультаций с юристами подаст на решение IAAF в Суд по правам человека. При этом Исинбаева подчеркнула, что выступать в Рио-де-Жанейро она намерена исключительно под российским флагом. Иначе, по словам спортсменки, ее карьера завершится до, а не после Олимпиады.
Принципиально важное заявление, пусть и не связанное напрямую с делом о российской легкой атлетике, сделал официальный представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Он сообщил, что в отношении бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, находящегося сейчас в США, возбуждено уголовное дело о злоупотреблении полномочиями. По словам господина Маркина, такое решение было принято после доследственной проверки интервью господина Родченкова, в которых он заявлял о многочисленных нарушениях антидопинговых правил в российском спорте.
Следствием установлено, что в связи с проведением расследования 9 декабря 2014 года Всемирное антидопинговое агентство (ВАДА) направило на имя господина Родченкова письмо. В нем указывалось, чтобы все пробы, находившиеся на тот момент в федеральном государственном унитарном предприятии "Антидопинговый центр" (ФГУП АДЦ), собранные в течение последних трех месяцев начиная с 10 сентября 2014 года, были заморожены и хранились в соответствии с установленной системой хранения до дальнейших указаний. В свою очередь, Григорий Родченков подтвердил получение этого письма, а затем дал устное указание утилизировать1437 допинг-проб, хранившихся на тот момент в ФГУП АДЦ.
Господин Маркин подчеркнул, что нарушение указания о хранении биопроб и международного стандарта для лабораторий ВАДА стало основанием для возбуждения ВАДА дисциплинарного производства в отношении лаборатории и лишения ее международной аккредитации. "В результате этого федеральное государственное бюджетное учреждение "Антидопинговый центр" — правопреемник ФГУП АДЦ — лишилось права заниматься своей уставной деятельностью,— отметил Владимир Маркин.— Также действиями Родченкова был причинен существенный вред охраняемым законом интересам государства — нарушение международных интересов РФ, причинение государству значительного репутационного ущерба, дискредитация антидопинговой политики государства, лишение международной аккредитации лаборатории, созданной за счет средств федерального бюджета".
Владимир Маркин также напомнил, что ранее Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело в отношении лиц, выполнявших в 2009-2013 годах управленческие функции во Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА), также по ст. 201 УК РФ "Злоупотребление полномочиями".
Тем временем продолжает нагнетать ситуацию западная пресса. Так, по данным немецкого Der Spiegel, от выступления в Рио-де-Жанейро решением МОК могут быть отстранены не только российские легкоатлеты, но и представители некоторых других видов спорта и даже вся сборная России в полном составе. Перед началом же саммита президент МОК Томас Бах намерен связаться с Владимиром Путиным. Однако пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что в Кремле ничего не знают о подобных консультациях.
Главный же посыл Der Spiegel — возможную дисквалификацию олимпийской сборной России — специально для "Ъ" прокомментировал компетентный источник, близкий к МОК.
"Полностью исключать такой сценарий развития событий нельзя, но он крайне маловероятен,— подчеркнул источник.— Для этого просто нет никаких оснований. МОК работает в строгом соответствии с регламентом, а с подобным предложением не обращалась ни одна из международных федераций, кроме, по сути, IAAF. По большому счету очевидно, что серьезные проблемы с допингом в России имеют место лишь в двух видах спорта — легкой и тяжелой атлетике. Как бы то ни было, для попадания на Олимпиаду каждый спортсмен в отдельности выполняет определенные нормативы, и любой суд признает дисквалификацию всей команды незаконной".
По мнению того же источника "Ъ", вариант, при котором МОК разрешит отдельным российским легкоатлетам стартовать в Рио-де-Жанейро под олимпийским флагом, пока наиболее реален. В таком случае решение по поводу своего выступления на Играх каждый допущенный туда атлет должен принимать индивидуально.