За машинами присмотрят всем союзом
Страховщики предложили свой вариант реформы техосмотра
Как стало известно "Ъ", Российский союз страховщиков (РСА) предложил правительству ряд радикальных решений по улучшению ситуации с техосмотром. Среди них — возвращение штрафа за отсутствие ТО для водителей, передача из МВД в РСА базы данных по техосмотру и создание российского национального союза операторов ТО. Эксперты отнеслись к идеям страховщиков скептически: проблем, связанных с техосмотром, они не решат.
РСА направил в правительство РФ предложения по совершенствованию системы техосмотра автомобилей. Проблема обхода обязательного ТО многими водителями обсуждалась в марте на госсовете по безопасности движения, по итогам которого президент поручил разработать предложения по ее решению. Напомним, в 2012 году президент передал контроль над техосмотром из ГИБДД в РСА, проверять машины с тех пор могут частные компании-операторы. Талоны техосмотра и штрафы были отменены, введены диагностические карты, которые страховщики обязаны проверять, выдавая полис ОСАГО. По данным ГИБДД, после реформы аварийность по причине неисправностей автомобилей стала расти.
Суть предложений РСА "Ъ" описал заместитель исполнительного директора союза Сергей Ефремов. Во-первых, операторов (их более 3,7 тыс.) нужно объединить в национальный союз взамен 60 "слабо управляемых" саморегулируемых организаций (СРО). "Дополнительных требований для вступления в союз не будет, но создание единой организации позволит вести более четкий контроль, в частности, за ценообразованием",— пояснил он "Ъ". Для этого нужно будет принять постановление правительства РФ и поправки к закону о техосмотре. Создавать единую СРО из операторов слишком сложно, отметил господин Ефремов: страховщики советовались на эту тему с Минэкономики, и предложение РСА о союзе признано оптимальным.
Второе предложение — наделить ГИБДД правом штрафовать водителей за непройденный техосмотр с помощью камер и запросов в базу данных техосмотра (ЕАИС ТО). Сегодня штраф (500-800 руб.) применяется только в отношении владельцев грузопассажирских машин. Коснется ли эта санкция владельцев легковых авто, пока не ясно. Кроме того, ГИБДД должна иметь право проводить административные расследования процедуры прохождения ТО по жалобам, считают в РСА. Сейчас инспектор должен поймать оператора с поличным, если тот выдал диагностическую карту без проверки, поясняет Сергей Ефремов. Саму базу ЕАИС ТО, по мнению РСА, нужно передать из МВД в ведение страховщиков. "Она до сих пор, по сути, работает в тестовом режиме,— пояснил "Ъ" Сергей Ефремов.— Уровень ее безопасности слабый, туда попадает информация о техосмотре машин, которые проверку не проходили. Мы готовы заниматься этим вопросом". В частности, говорит он, надо ввести электронную подпись операторов. Еще одно предложение — обязательная аттестация экспертов, проводящих диагностику: они должны проходить нечто вроде экзамена в специальной комиссии, состоящей из представителей Минтранса, МВД и РСА.
Предложения РСА стали, по сути, ответным ходом страховщиков на предложения МВД по реформе ТО. Как сообщал "Ъ" 6 июня, полиция хочет забрать у РСА функции по аккредитации операторов, передав их в Росаккредитацию. Текущая схема, считают в МВД, привела к "дискредитации технического осмотра". Вчера получить комментарий от МВД не удалось. К идее проверять техосмотр через камеры депутат Госдумы Вячеслав Лысаков отнесся скептически: наличие данных в ЕАИС ТО не дает стопроцентной гарантии, что машина прошла проверку, так как многие фирмы выдают диагностические карты, фактически ничего не проверяя. Ранее РСА предложила проверять с помощью камер наличие ОСАГО, но в ГИБДД объяснили, что это сделать сложно: нужно проверять все машины подряд, а камеры вычленяют из потока только нарушителей. Вероятно, к идее проверять через камеры и ТО в МВД отнесутся также скептически.
Профессор МАМИ, вице-президент ассоциации автосервисов НАПТО Сергей Зубрицкий поддержал идею создания единой ассоциации операторов: "Единый координирующий орган необходим. Это позволило бы исключить ситуации, когда диагностическая карта просто покупается". При этом он подчеркнул, что союз должен быть отделен от РСА: "Техосмотр — это госфункция, а РСА — объединение страховщиков, одно с другим не связано". "Нужно создавать СРО,— считает гендиректор союза операторов "Техэксперт" Сергей Зайцев.— Тогда будут введены профессиональные стандарты, ответственность перед клиентами и нормальное регулирование. А сегодня 80% операторов существует на бумаге, у них даже оборудования нет. Зачем их объединять в союз? Все это псевдореформы, то же самое, но вид сбоку".