Карим Хабиб: главный дизайнер — как режиссер
Блицинтервью
Официальный автомобильный партнер ярмарки Art Basel компания BMW анонсировала в ярмарочную неделю сразу два новых арт-кара (машины, расписанные художниками) — от китаянки Чао Фей и живого классика американского концептуализма Джона Балдессари. ВАЛЕНТИН ДЬЯКОНОВ побеседовал с главным дизайнером BMW Каримом Хабибом о том, в чем суть арт-каров и чему они могут научить.
— Чем занимается главный дизайнер BMW? Как вы можете описать свою работу?
— Есть несколько аналогий, с помощью которых можно ответить на ваш вопрос. Например, представить меня как режиссера. Я не актер, я с той стороны кинокамеры. Компания дает мне сценарий следующих семи серий, и я должен понять, что это значит, какой характер у машины. Я работаю в команде, где есть актеры, осветители, операторы. Моя роль заключается в том, чтобы определить границы, в которых надо работать, и дать команде полную свободу творчества в этих рамках.
— Что вы думаете об арт-карах? Вас чему-нибудь учит опыт взаимодействия с художниками, далекими от промышленного дизайна?
— С точки зрения моей области общение с художниками ничему меня не учит. Но их точка зрения на автомобили в целом — источник бесконечного удивления и восторга для меня. Недавно мы были на гоночном треке с Чао Фей. У нее нет водительских прав и желания водить машину. В чем ее видение машины? Мы возили ее на сериях M2 и M4 GTS, и она много говорила о разнице ощущений между той и другой машиной. Я обычно думаю об автомобилях с точки зрения линии и формы, а Чао Фей интересует целостное впечатление, она рассматривает машину с точки зрения сексуальности — внутреннего, очень субъективного чувства. И меня вдохновляет такой взгляд на мою профессию.
— BMW много работает над развитием машин на электроэнергии. Многим водителям электрокары как раз не нравятся с точки зрения сексуальности — звук не тот, нет зверского рева мотора, который ассоциируется со страстью.
— Конечно, мы будем делать автомобили с громкими моторами, чтобы учесть и этот сегмент покупателей, но будущее индустрии и в этом, и в учете экологических факторов, работе с материалами, годными для вторичного использования, в общем, в ответственном подходе к месту автомобилей на планете.