«Российский экономический корабль будет дрейфовать в тумане ближайшую пару лет»
Общая сумма сделок на Петербургском международном экономическом форуме превысила 1 трлн руб. Всего было подписано около 300 соглашений. Демонстративных отказов компаний от участия в этом году не было, заявил председатель оргкомитета форума Антон Кобяков. В форуме приняли участие министр экономического развития Алексей Улюкаев, министр финансов Антон Силуанов и другие представители власти. Выступления высокопоставленных чиновников не помогли понять курс правительства, считает экономист Сергей Алексашенко.
Туман в головах российских чиновников, о котором я говорил на прошлой неделе, стал еще более густым. Это произошло на Питерском экономическом форуме, где они собрались все вместе, чтобы пообсуждать как текущие, так и стратегические проблемы, стоящие перед страной. Текущая проблема в стране одна, и это после яркой фразы премьера Медведева знают все: денег нет. То есть вопрос состоит в том, как строить бюджетную конструкцию на следующий год.
Министр финансов Силуанов, традиционно встал в позу кассира, для которого главное, чтобы приход был больше расхода. Налоги повышать нельзя, а в экономический рост Минфин не верит — поэтому доходов больше не предвидится. Можно было бы занять денег на рынке, но министр боится, что рынок не верит в долгосрочную стабильность и поэтому не захочет давать деньги на 10-15 лет. А короткие деньги, на 2-3 года, Минфину не нужны — кризис 98-го был хорошим уроком. Поэтому, говорит Минфин, выход один — сокращать расходы.
Министр экономики Улюкаев с ним не согласен и говорит, что можно обойтись и без сокращения расходов, а тем более, без сокращения инвестиционных расходов, которые создают основу для будущего экономического роста. Правда, где взять для этого денег, министр Улюкаев прямо не говорит, лишь намекая на то, что можно получить побольше денег от приватизации.
Алексей Кудрин в свою очередь утверждает, что все беды от того, что не выполняется бюджетное правило, забывая при этом, что это правило сочинил он сам. И сочинил он его так, что правило хорошо работает только в одну сторону — когда нужно изъять поток нефтедолларов. А вот что делать, когда поток иссякает, бюджетное правило не говорит.
Председатель Центробанка Набиуллина решила вообще встать над схваткой и заявила, что ей все равно какой будет дефицит, но если он будет выше 3%, то это будет удерживать ЦБ от снижения процентной ставки. Почему Банк России встал на эту точку зрения, она не сообщила, так же как и не сообщила, будет ли Банк России в будущем давать деньги на спасение банков-банкротов, которые (деньги) прямым ходом идут на покупку ОФЗ, то есть на финансирование дефицита бюджета. Не давали бы деньги на спасение банкротов, вот и добились бы сокращения дефицита.
Еще больший туман царит в вопросах стратегических. Только остыли копья после заседания Экономического совета, на котором, казалось, президент выдал карт-бланш Алексею Кудрину, как заявлено, что при президенте создается новый, Стратегический совет, который будет заниматься примерно теми же самыми проблемами. Плюс какими-то приоритетными проектами, которые тут же напомнили историю десятилетней давности, когда Дмитрий Медведев готовился стать президентом.
Туман, в принципе, — явление красивое. Его, например, очень любят художники и фотографы. Но вот управлять большим кораблем в тумане мало кому из капитанов нравится, и их можно понять.
Российский экономический корабль, судя по всему, будет дрейфовать в тумане ближайшую пару лет. И нам остается только надеяться, что он не повторит судьбу «Титаника».