Образование и трансфер технологий — новые приоритеты "Мерк" в России

Интервью

Научно-технологическая компания "Мерк" открыла свое представительство в Москве почти 120 лет назад. С недавнего времени компания активно развивает здесь проекты, связанные с трансфером технологий в области лайф сайнс (life science) — обеспечения биотехнологических исследований, биофармацевтического производства и лабораторных работ необходимыми технологическими решениями, оборудованием и материалами. О главных достижениях и перспективах развития партнерских программ рассказал президент и генеральный директор "Мерк" в России и СНГ ЮРГЕН КЕНИГ.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

— За последние десять лет в "Мерк" произошли серьезные изменения. Как эти процессы отразились на стратегии компании в России?

— Действительно, последние десять лет стали для "Мерк" чрезвычайно важными: из небольшой химико-фармацевтической компании, основанной в Германии около 350 лет назад, мы превратились в глобальную научно-технологическую организацию, представленную в 66 странах мира. Российский рынок исторически был для нас одним из важнейших. Неслучайно в России открылось третье по счету после Великобритании и США зарубежное представительство "Мерк". Это произошло еще в 1898 году. Так что в 2018 году мы готовимся отметить 120-летие работы в России.

Сегодня на российском рынке мы присутствуем в трех наших ключевых секторах — здравоохранении, лайф сайнс и высокотехнологичных материалов. В 2013 году компания приняла новую стратегию развития в России, которая основана на нескольких приоритетах. В здравоохранении мы сфокусированы на локализации и репатриации своих ключевых продуктов. Вместе с двумя российскими партнерами мы уже работаем над локализацией производства биофармацевтических препаратов для лечения рассеянного склероза, онкологических, сердечно-сосудистых заболеваний и диабета. Мы начали репатриацию своих продуктов, которые раньше продвигались в России нашими партнерами.

В секторе лайф сайнс "Мерк" сосредоточила внимание на трансфере технологий для исследований и производства. Компания предоставляет своим клиентам из этих сфер технологические решения, которые позволяют разрабатывать инновационные препараты и проводить сложнейшие высокоточные исследования. В 2015 году мы открыли в России собственную лайф сайнс лабораторию. С ее помощью российские промышленные предприятия, научно-исследовательские организации и академические институты получают доступ к самым передовым технологиям, признанным международным научным сообществом. Мы взаимодействуем с широким кругом российских R&D-центров и технологических кластеров. Некоторые из наших площадок тестирования доступны для всех компаний--резидентов этих технопарков, например в Новосибирске. Мы уверены, что наши технологии способствуют тому, чтобы продукция российских фармацевтических, а также пищевых и индустриальных предприятий стала полностью конкурентоспособной на международном рынке.

В секторе высокотехнологичных материалов мы поставляем в Россию только самые безопасные и современные продукты. Например, наш ингредиент входит в состав единственного репеллента, производимого в стране, который абсолютно безопасен для детей с года, а наши пигменты используются при производстве новых моделей самых популярных российских автомобилей.

— Что представляет собой трансфер технологий в секторе лайф сайнс?

— Это такие технологические решения, которые позволят российским фармацевтическим компаниям в сравнительно короткий срок организовать производство биотехнологической продукции, способной конкурировать с продукцией международных производителей. Причем речь идет не только об импортозамещении, но и о лидерстве на международном рынке. Одна из таких новинок "Мерк" обеспечивает полный цикл производства биофармацевтических препаратов по стандарту cGMP, регламентирующему организацию производства и контроль качества лекарств. В некоторых отношениях это предложение уникально: производственная линия основана на однократном применении всех ее элементов, соприкасающихся с субстанцией. Наша техническая экспертиза поможет заказчикам организовать непрерывный процесс изготовления рекомбинантных биофармацевтических препаратов: от создания клеточной линии до финальной клинической стадии создания готового продукта.

Этому, в частности, послужат принципиально новые биореакторы Mobius: они позволяют в короткие сроки обеспечить большую гибкость производства, его масштабируемость, безопасность и соответствие стандартам GMP. При этом коммерческий выпуск можно организовать как на существующих мощностях, так и на новой линии, спроектированной с участием экспертов "Мерк".

На стадии передачи технологий контрактной организации клиенты могут также использовать доступный во всем мире сервис научной и технологической поддержки компании "Мерк" Provantage. Он дает возможность ускорить вывод продукта на рынок и снизить риски, традиционно связанные с масштабированием коммерческого выпуска. Это целый набор продуктов и услуг: разработка технологического процесса, организация работы по стандарту cGMP, проектирование производственных мощностей, предоставление оборудования и расходных материалов, обучение персонала, передача технологий и подготовка к коммерциализации. Таким образом, мы поддерживаем клиентов на всем пути: от ранних клинических стадий до коммерческого производства. В результате повышается рентабельность проекта в целом.

— Как развивается ваше сотрудничество с научными центрами в России?

— В 2015 году "Мерк" инвестировала в R&D €1,7 млрд. Как компания, которая специализируется в сфере науки, мы имеем все возможности для того, чтобы оценить перспективы страны, и у нас обширные планы сотрудничества с российскими академическими институтами, лабораториями и биотехнологическими кластерами. Мы обеспечиваем им доступ к самому современному оборудованию, технологиям и материалам, которые сегодня востребованы в исследовательском процессе. Например, в таких сложных областях, как клеточные технологии, позволяющие создавать новые инструменты борьбы с наиболее серьезными заболеваниями. В частности, нам приятно, что разработанный нашими экспертами метод репрограммирования РНК Simplicon, включенный журналом R&D Magazine в список 100 лучших изобретений 2015 года, активно исследуется учеными из Института общей генетики имени Вавилова РАН.

Мы заинтересованы в том, чтобы технологические новинки были доступны широкому кругу российских исследователей. Я уже упоминал о том, что в прошлом году мы открыли в России свою первую лайф сайнс лабораторию. В ней можно не просто ознакомиться с новинками оборудования и аналитических продуктов, но и протестировать с их помощью собственные образцы. Там же мы организуем встречи с экспертами отрасли и тренинги по лайф сайнс технологиям.

Поскольку возможности одной небольшой лаборатории ограниченны, мы работаем над созданием в России площадок коллективного пользования на базе биотехнологических кластеров. Одна из них уже функционирует при Центре коллективного пользования новосибирского биотехнопарка "Кольцово". Там установлены оборудование "Мерк" для получения воды лабораторного качества и система микробиологического контроля чистоты, а сама компания является стратегическим партнером биотехнопарка по лабораторному оборудованию и организации биофармацевтических производств. У нас давно налажено тесное сотрудничество с институтами Пущинского научного центра РАН, а также Биоинкубатором, функционирующим на базе МГУ имени Ломоносова.

Не менее важное направление нашего сотрудничества с научными центрами — это дигитализация, внедрение цифровых платформ при использовании фармацевтических препаратов и исследованиях. Чтобы проводить высокоточные работы, реагенты и материалы нужно получать быстро. В 2015 году "Мерк" приобрела ведущую международную лайф сайнс компанию "Сигма-Алдрич", усилив позиции за счет интеграции одной из самых современных международных платформ электронной коммерции в биотехнологическом секторе — теперь у российских исследователей есть быстрый доступ более чем к 300 тыс. наименований этой продукции.

— Как вы оцениваете современный уровень подготовки молодых специалистов для биотехнологической и биофармацевтической сферы?

— У этого вопроса есть две взаимосвязанные стороны. Во-первых, для поддержания высокого темпа исследовательской деятельности российская наука должна подпитываться новыми кадрами. А к их воспитанию нужно приступать уже в начальной школе, прививая детям интерес к таким предметам, как химия и биология. Поэтому мы развиваем нашу волонтерскую программу популяризации естественных наук "Спарк", которая уже хорошо зарекомендовала себя во многих странах мира. Цель этого глобального проекта нашего лайф сайнс сектора — пробудить у школьников младшего возраста естественнонаучные интересы, поддерживая природную детскую любознательность. Таким образом "Мерк" рассчитывает сформировать стремление углубленно изучать химию уже к старшим классам.

Концепция такова: все познавательные эксперименты проводятся в рамках факультативных занятий на базе партнерских учебных заведений или домов творчества; программы разрабатываются самими сотрудниками компании — профессиональными химиками, которые умеют донести эти знания в оригинальной и ненавязчивой манере, проводя интересные опыты, например в области экстракции ДНК или хроматографии. Оборудование и материалы для этого предоставляются компанией. Первые занятия в России прошли на базе школы-интерната "Интеллектуал" в Москве в марте, и мы рассчитываем на дальнейшую популяризацию нашей инициативы.

Во-вторых, на наш взгляд, необходимо связать научное и бизнес-образование, чтобы молодые инновационные компании смогли правильно позиционировать и коммерциализировать свои проекты. Для этого мы занимаемся поддержкой и акселерацией стартапов — пока на базе нашего инновационного центра в Германии. Кстати, в нашем недавнем конкурсе проектов 10% участников были из России.

Мы работаем вместе с нашими партнерами--российскими вузами над реализацией совместных программ, включающих модули, ориентированные на потребности лайф сайнс. В частности, наши эксперты проводят занятия на биологическом факультете и факультете фундаментальной медицины МГУ. Таким образом, студенты перенимают практические навыки у экспертов отрасли и начинают лучше понимать сферу приложения их академических знаний. Учитывая наличие в России существенного научного потенциала, мы считаем чрезвычайно перспективным наше сотрудничество с российскими учебными центрами и вузами в сфере как профильного естественнонаучного, так и бизнес-образования, ориентированного на развитие предпринимательства в сфере новых технологий.

Александр Безлепкин

Вся лента