«Подобное "роковое стечение" обстоятельств было при крушении теплохода "Булгария"»
Следственный комитет займется расследованием трагедии в карельском лагере
Уголовное дело о гибели детей в Карелии передано в центральный аппарат Следственного комитета. Об этом заявил официальный представитель СК Владимир Маркин. Из-за ЧП на озере в карельском лагере погибли 13 детей, один пропал без вести. Его поиски продолжаются. Администрация Приморья уже пообещала, что в регионе будут проверены все детские лагеря, расположенные вблизи водоемов. Председатель Центрального совета всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет» Ирина Волынец обсудила тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Юрием Абросимовым.
— Уже звучали заявления о более глобальных последствиях: власти страны намерены начать проверки детских лагерей не только в Приморье, но и по всей России. Как вы к этому относитесь?
— Наша организация всегда выступает за расширение общественного контроля и проверок детских учреждений, тем более детских лагерей, потому что это повышенный источник опасности. Но здесь одними проверками не обойтись — нам нужно менять законодательство, потому что регламенты действующего законодательства явно недостаточны.
— А как регулируется сейчас эта сфера, какие законодательные нормы существуют?
— У нас есть федеральный закон «О защите прав потребителя», под который подпадает деятельность детских лагерей, всяческие СанПиНы, закон «О туристической деятельности». Но здесь понятно, что несчастным родителям, которые потеряли своих детей, от того, что их права будут защищены как права потребителей, сейчас будет не легче, и тут речь идет уже об Уголовном кодексе — это причинение смерти по неосторожности. И мне, например, непонятно, каким образом можно было не согласовать такую поездку: это зона повышенной опасности. Вообще, все, что связано с водой и детьми, — как можно было не согласовать такую поездку с МЧС? Хотя по уставу, по регламенту, лагерь был обязан это сделать. Какой смысл проверять вообще все лагеря, если у нас люди, которые руководят этими лагерями, являются некомпетентными?
И вообще, например, нужно закрывать работу этого лагеря либо искать другого руководителя. А где взять другого руководителя, если у нас большая проблема с подготовкой кадров, которые бы сотрудничали с лагерями, которые бы руководили этими лагерями? Можно сколько угодно проверять, говорить об этом сейчас, а после драки-то кулаками не машут. Где были раньше сотрудники межведомственных комиссий, которые принимали к работе этот лагерь, которые каким-то образом давали зеленый свет на то, чтобы именно этот человек возглавил лагерь? Может быть, нужно привлекать к ответственности не только руководителя или руководителей лагерей в подобных случаях, но и сотрудников, специалистов межведомственной комиссии, которая ставит визу на начало работы детского лагеря?
— Но там же еще было два крупных нарушения. Про МЧС вы уже сказали, а, во-вторых, они проигнорировали штормовое предупреждение, что вообще нонсенс.
— Проигнорировали, а на самом деле, одно тянет за собой другое. Эта тотальная халатность прослеживается во всем. Почему дети были без жилетов? Почему вообще были допущены к этой прогулке? Мы, например, знаем, что такие путешествия приравниваются по статусу к доставке детей до места отдыха. То есть я к чему об этом говорю — допустим, когда детей доставляют до места отдыха из дома и обратно, обязательно должен быть медик, здесь, получается, с ними тоже должен был быть врач. Но понятно, что даже если был бы врач, он вряд ли бы смог оказать всем первую помощь, вряд ли бы смог спасти всех детей.
Вообще, конечно, все это ужасно, но нам надо пересматривать в общем эту область. Недавно мы рапортовали, что все в этом году у нас хорошо, в отличие от прошлого года, который ознаменовался взрывом в подмосковном Доме юного туриста, когда взорвался баллон бытового газа, и несколько детей оказались в реанимации. Слава богу, там никто не погиб. Мы надеялись, что в этом году у нас все будет более или менее, и вдруг это ужасное событие. Необходимо привлекать к ответственности, причем к очень жесткой ответственности, тех лиц, которые давали свое разрешение на введение в эксплуатацию этого лагеря в этом сезоне. Тем более что и раньше были нарушения, но почему-то эти жалобы игнорировались.
— Знаете, что там интересно? Если отматывать ситуацию назад, то есть сначала мы узнаем о количестве не только погибших, но вообще в принципе о количестве детей и воспитателей, которые участвовали в этом походе, выясняется, что лодки, скорее всего, были перегружены. Потом выясняется, что в этом лагере вообще было больше детей, чем полагается по каким-то нормам.
— Да.
— Конечный пассаж в том, что этот лагерь — частный, что это, по сути, бизнес-проект, и получается, все сводится к жажде наживы.
— К жажде наживы, конечно. Говорят о том, что частные лагеря гораздо более качественные, гораздо более безопасные — вот, яркий пример. К сожалению, можно много говорить о роковом стечении обстоятельств, но, здесь, допустим, штормовое предупреждение было, поэтому начало шторма — это не роковое стечение обстоятельств. То, что лодки перегружены, — какое же это стечение обстоятельств, это просто халатность. То, что дети не были оснащены спасательными жилетами, — тоже не роковое. Здесь наложение друг на друга разного вида халатностей, которые проистекают из равнодушия и, как вы сказали, жажды наживы.
Подобное «роковое стечение обстоятельств», мы его в кавычках назовем, потому что это все безалаберность, было при крушении теплохода «Булгария» в Татарстане. Там было то же самое: начался шторм, судно было перегружено, потому что владельцы хотели заработать как можно больше денег, и, как выяснилось в дальнейшем, судно было неисправно, то есть его нельзя было ставить на воду и тем более использовать для отдыха людей. И то же самое здесь. Да, давайте сейчас будем тотально проверять лагеря по всей стране, это является необходимой мерой, но явно недостаточной, потому что нам необходимо в общем и целом пересматривать регламенты в этой области, внимательно следить, кому же все-таки мы доверяем жизнь и здоровье наших детей. А руководитель лагеря явно не соответствует критериям руководителя лагеря.