Безопасность без комитетов
Антитеррористический законопроект доработали без лишних дискуссий
Комитет Госдумы по безопасности рекомендовал принять во втором чтении пакет поправок, который в целях борьбы с терроризмом может существенно ограничить права граждан. Авторами проектов выступили глава думского комитета Ирина Яровая и ее коллега из Совета федерации Виктор Озеров. Ко второму чтению количество запретов увеличилось. Теперь лишиться гражданства можно будет за работу в международных организациях, в которых РФ не принимает участия, а ФСБ и СВР получат доступ к информационным системам и базам данных. Отдельный блок поправок может затруднить ведение миссионерской деятельности. Глав профильных думских комитетов не стали подключать к работе над поправками, за которые они отвечают, замечания к проекту остались и у думского правового управления.
Комитет Ирины Яровой 20 июня рассмотрел поправки ко второму чтению без особой дискуссии. Поправки к Уголовному кодексу предполагали ужесточение наказания по ряду террористических и экстремистских статей, введение уголовной ответственности с 14 лет, а также появление в кодексе статьи за международный терроризм. Большая часть изменений касалась вопросов лишения гражданства и права на въезд в РФ и выезд из РФ.
На совете Думы (формирует повестку пленарных заседаний) от комитета по безопасности было только письмо, в котором предлагалось рассмотреть законопроект во втором чтении 22 июня, сказал "Ъ" один из членов совета. По его словам, в письме говорилось, что проект был принят в первом чтении 13 мая, материалы же ко второму чтению должны быть представлены депутатам "дополнительно". Это значит, что никто из глав комитетов не имел возможности ознакомиться с подготовленными Ириной Яровой поправками, говорит собеседник "Ъ".
Ко второму чтению проект претерпел существенные изменения и разросся с 8 до 37 страниц, он затрагивает больше десятка законов. Не всеми занимается комитет по безопасности. Главы профильных комитетов сказали "Ъ", что при подготовке поправок с ними не консультировались. Зампред комитета по безопасности Эрнест Валеев заявил "Ъ", что каждый депутат в любом случае имеет возможность подготовить поправки.
Ирина Яровая предлагает разрешить сотрудникам ФСБ и СВР "получать на безвозмездной основе от госорганов и государственных внебюджетных фондов" доступ к информационным системам и базам данных, в том числе удаленный. "К этому относятся фамилии сотрудников, их персональные данные",— пояснил "Ъ" Эрнест Валеев. А в закон "Об оперативно-разыскной деятельности" вносятся поправки, согласно которым к разыскным мероприятиям теперь будет причисляться и "получение компьютерной информации" правоохранительными органами. Речь идет в том числе об электронной почте, СМС-сообщениях, говорит господин Валеев.
Большой блок поправок касается регламентации миссионерской деятельности в России. Под ней предлагается понимать "распространение веры" вне культовых зданий, а также через СМИ и интернет. К пропаганде убеждений будет относиться публичное совершение богослужений, распространение литературы, сбор пожертвований. В жилых помещениях проповедовать запрещается.
Также возбраняется направлять миссионерскую деятельность на нарушение общественной безопасности и осуществление экстремизма, а также побуждать граждан к отказу от образования и "неисполнению своих гражданских обязанностей". Отдельно в проекте прописан "порядок осуществления миссионерской деятельности". Господин Валеев сказал "Ъ", что "пересказать пять-шесть страниц поправок об этом довольно сложно".
Меняется и процедура допуска в РФ иностранцев-миссионеров: они не смогут претендовать на получение визы на срок от одного года до пяти лет. В законе "О свободе совести и религиозных объединениях" будет лишь норма о том, что религиозные организации могут приглашать миссионеров по договору. На религиозное объединение возложена ответственность за миссионерскую деятельность. Глава комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов (ЛДПР) сказал "Ъ", что "каких-либо обсуждений с комитетом по поводу поправок не проводилось".
Поработал за рубежом — верни паспорт
Переписали в проекте и порядок лишения гражданства: сейчас это возможно, только если паспорт россиянина дали на основании подложных документов. В первом чтении предлагалось лишать гражданства за совершение ряда преступлений террористической, а также экстремистской направленности. Но при этом имелась оговорка: паспорт РФ нельзя было отобрать, если у человека не было другого гражданства или гарантий на его приобретение. Ко второму чтению такая оговорка исчезла.
Кроме того, лишиться гражданства можно будет и за устройство на работу в правоохранительные или судебные органы иностранного государство, а также если человек решит без согласия "полномочных органов" работать в "международных организациях, в деятельности которых РФ не принимает участия". Таких немало. Например, после того как на границе с Турцией был сбит российский Су-24, оказался заморожен договор РФ с Международной организацией тюркской культуры со штаб-квартирой в Анкаре, а министр культуры РФ Владимир Мединский призывал глав Башкирии, Тывы и других республик прекратить контакты с организацией. В заключении думского правового управления отмечается, что положения проекта, касающиеся вопроса лишения гражданства, "не соответствуют принципам гражданства РФ и правилам, регулирующим вопросы гражданства РФ", согласно которым гражданин не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его.
Впрочем, небольшие смягчения в проекте тоже есть. Ограничения на выезд за границу теперь могут коснуться только тех, кто имеет непогашенную судимость за ряд террористических и экстремистских преступлений, к примеру, за посягательство на жизнь государственного деятеля, захват власти и мятеж. В первом чтении предлагалось ограничивать выезд на пятилетний срок также тем, кому "объявлено официальное предостережение о недопустимости действий, создающих условия" для совершения экстремистского или террористического преступления.
"У нас было много замечаний от отрасли по части сроков хранения информации операторами связи (в первом чтении он предлагался три года.— "Ъ"), их мы передали Ирине Яровой",— сказал "Ъ" глава комитета по информполитике Леонид Левин. Во втором чтении Ирина Яровая сократила срок хранения содержания переписки и переговоров пользователей интернет-компаний и абонентов связи до шести месяцев (см. материал на стр. 9).
Коснулись изменения даже Жилищного кодекса (ЖК) — поправками запрещается переводить жилые помещения в нежилые для осуществления там религиозной деятельности. Глава комитета Госдумы по ЖКХ Галина Хованская заявила "Ъ", что ее удивила рассогласованность: изменения вносятся в ту же статью кодекса, что предполагает и "закон о хостелах", который уже прошел первое чтение в Госдуме. Депутат также усомнилась в том, что поправки рассылались на месяц в регионы (ЖК относятся к предметам совместного ведения).
Борьбе с терроризмом — ответственные граждане
Поправки к УК в сравнении с принятой в первом чтении редакцией изменились не сильно, хотя ко второму чтению авторы вновь решили вернуться к широкой дифференциации наказания. Например, согласно принятой в первом чтении версии проекта за создание вооруженного формирования грозило от 8 до 15 лет. Ко второму чтению решили этот срок увеличить с 10 до 20 лет. Совершенно неожиданно появились и поправки, согласно которым за "склонение, вербовку и иное вовлечение" в совершение массовых беспорядков может грозить от пяти до десяти лет лишения свободы — такой нормы раньше не было.
В статье 13.15 Кодекса об административных правонарушениях предлагается ввести штраф за использование СМИ, "в том числе информационно-телекоммуникационных сетей", для разглашение гостайны. Это будет считаться злоупотреблением свободой массовой информации, а штраф составит от 400 тыс. до 1 млн руб., но он предусмотрен только для юрлиц.
Может появиться и ответственность для региональных органов власти, должностных лиц и граждан, которые не будут подчиняться новым органам, которые должны по поручению президента координировать на местах работу федеральных ведомств, регионов и органов местного самоуправления (МСУ) в борьбе с терроризмом. Комитет по МСУ в своем отзыве отмечал, что невозможно возлагать большую ответственность по противодействию терроризму на местный уровень, но законодатели не прислушались.