Май заморозил частное потребление
Мониторинг / внутренний спрос
Очередная порция статистики Росстата в мае фиксирует замедление спада доходов и зарплат граждан и углубление падения потребления товаров в годовом выражении. Сокращение реальных зарплат составило 1% (1,1% в апреле), а доходов — 5,7% (7% в апреле), такая динамика главным образом объясняется замедлением инфляции. Уровень безработицы в годовом выражении в мае снизился до 5,6% (с 5,9% в апреле). Падение же оборота розничной торговли заметно ускорилось — до 6,1% в мае 2016 года с 4,8% в апреле.
Данные Росстата о доходах и зарплатах, вероятнее всего, будут заметно пересмотрены (апрельский показатель динамики зарплат и показатель за 2015 год были повышены на 0,3%), а большое количество выходных не позволяет делать достоверных выводов. Между тем после снятия сезонности данные Росстата демонстрируют стабилизацию темпов падения реальных доходов в мае на уровне апреля (см. график). Расчеты же ЦМАКПа свидетельствуют об их стагнации в мае на уровне 0,1% после снижения в апреле на 2,4%. Реальные зарплаты с учетом сезонности за май сократились на 1% после спада на 1,1% в апреле, подсчитали аналитики центра. Впрочем, спада потребительского спроса это не замедлило — за май потребление продовольствия, по данным ЦМАКПа, упало на 1,4% (минус 0,4% за апрель), а непродовольственных товаров — на 0,6% (минус 0,1% за апрель), при этом выросла активность граждан в поездках по России и ремонте квартир.
Безработица с учетом сезонности в мае осталась на уровне апреля — 5,7%, что выше показателя марта на 0,1 процентного пункта. "Общая численность безработных очень высокая. Работы не очень много, и, по официальным данным, число вакансий в мае сократилось. С учетом сезонности снизилась и численность занятых в экономике — на 0,4% после стабилизации в апреле",— говорит Игорь Поляков из ЦМАКПа.
Инвестиционный спрос в мае также продолжал снижаться: в пользу этого говорит ускорение спада в строительстве (на него приходится около половины всех капвложений; см. "Сегодняшнее число"). По мнению Лизы Ермоленко из Capital Economics, это говорит о том, что во втором квартале инвестиции снижаются быстрее. "Слабые данные об экономической активности в мае являются предвестником того, что падение ВВП во втором квартале окажется значительнее, чем в первом",— считает она.