«При такой доходности страховые продукты могли бы и подешеветь»
Страховые компании богатеют
Российские страховщики стали зарабатывать больше. За первый квартал этого года чистая прибыль компаний достигла 47,5 млрд руб., а это на 45% больше, чем в начале 2015 года. Об этом говорится в отчете Центробанка. В нем также сообщается, что совокупный капитал страховщиков вырос более чем на 5% — до 438 млрд руб. Рентабельность капитала также повысилась. В ЦБ такую динамику отчасти связывают с так называемым очищением рынка. Только за первые три месяца этого года лицензий лишились 17 страховых компаний, и отзывы еще будут продолжаться. Теперь страховщикам стоит подумать о том, как снизить стоимость своих продуктов, отметил доцент кафедры страхования и налогообложения Академии труда и социальных отношений Константин Добромыслов.
«Центробанк провел большую работу по реорганизации страховых компаний, ну и сам кризис сказался на этом рынке. В основном у нас страховой рынок — это автострахование в большинстве случаев. Здесь стоимость страховок одно время взлетела вообще до небес — в три-четыре раза были увеличены страховые премии страховщикам. Можно, конечно, за них порадоваться, но, с другой стороны, надо думать и о потребителях: при такой доходности страховые продукты могли бы и подешеветь. Прямая заинтересованность самих страховщиков — в том, чтобы все-таки рынок по количеству застрахованных рос, а не только рос по прибыли», — пояснил Добромыслов в эфире «Коммерсантъ FM».
Сейчас страховые услуги в России предоставляют чуть более 300 компаний, причем основная часть сборов — свыше 80% — приходится на 20 из них. В целом, ситуация на этом рынке оставляет желать лучшего, уверен глава департамента социологии Финансового университета Алексей Зубец.
«В кризис расходы на страхование сокращаются. У нас уже довольно давно кризис на рынке страхования юрлиц в связи с падением инвестиционных проектов, у нас серьезный кризис на рынке ОСАГО, у нас есть падение доли расходов на страхование в общих расходах домохозяйств, у нас есть падение доли общих расходов на страхование в ВВП страны и так далее. Действительно, общее количество компаний, работающих на рынке, резко сократилось, но уходят в основном мелкие компании, которые не сыграли значительной роли в части формирования финансового дохода, поэтому если этот фактор имеется, то он, скорее, вторичен», — полагает Зубец.
Прибыль страховщиков никак не связана с ростом рынка, скорее это следствие девальвации рубля. Так считает директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
«Не стоит говорить, что это динамика роста самого по себе рынка, — скорее всего, речь идет просто о девальвационных ожиданиях. Напомню, что рубль у нас потерял более чем в два раза. Относительно роста самого страхового рынка, я ожидаю, что этого происходить не будет, поскольку падает сама по себе предпринимательская активность, а также объем экспортно-импортных операций, поэтому говорить о том, что на этом бизнес будет вкладывать, невозможно. Относительно физических лиц, до введения обязательных видов страхования, кроме обязательного страхования автогражданской ответственности, этого тоже происходить не будет. Не стоит сейчас обращать на эти цифры внимание, в первую очередь Центральному банку», — добавил Исаев.
По данным «РИА Рейтинг», в прошлом году лидером по страховым сборам стал «Росгосстрах» — он получил 150 млрд руб. На втором месте СОГАЗ, который собрал чуть больше 120 млрд руб.