Войска иного назначения
Депутаты заканчивают работу над законом о национальной гвардии
Госдума одобрила вчера во втором чтении законопроект "О войсках национальной гвардии", предусмотрев прокурорский надзор за гвардейцами. Коммунисты сочли, что надзор не предотвратит возможного превращения нацгвардии в "опричное войско", и отказались голосовать. Правозащитники уверены, что вокруг новой силовой структуры сложится "система организованной безнаказанности". В третьем чтении проект будет принят на заседании Госдумы 24 июня.
Депутаты вчера за неполные четыре минуты одобрили во втором чтении президентский законопроект "О войсках национальной гвардии". Претензий не высказал ни один депутат. Палата проголосовала за 33 поправки, которые представили председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая и ее заместитель Эрнест Валеев (оба "Единая Россия"). Единороссы конкретизировали задачи нацгвардии, которые были сформулированы в первоначальном тексте законопроекта. Так, в первом чтении "охрана важных государственных объектов" значилась пятой по счету задачей, а депутаты сделали ее второй. А под номером восемь вписали новую задачу нацгвардии: "Охрана особо важных объектов". В первом чтении законопроект допускал привлечение нацгвардии к исполнению "иных задач с использованием оружия по решению президента". Теперь этот пункт звучит иначе: "Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями президента".
В текст включена новая статья о "прокурорском надзоре", по которой "надзор за исполнением войсками национальной гвардии федеральных конституционных законов и федеральных законов" ведут генпрокурор "и подчиненные ему прокуроры". То, что единороссы "вписали в закон "прокурорский надзор", можно считать позитивным", заявил "Ъ" зампред думского комитета по гражданскому и уголовному законодательству Юрий Синельщиков (КПРФ). Но это, по его мнению, не изменило закона в целом, в "котором задачи нацгвардии определены очень нечетко: она лишь в чем-то участвует или кому-то оказывает содействие". В проекте все восемь задач сформулированы так: "участие в охране общественного порядка", "участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом", "оказание содействия пограничным войскам" и др. "А когда задачи не четки, то не может быть и четкой ответственности",— подчеркнул господин Синельщиков. Он убежден, что "ряд положений, позволяющих военным из нацгвардии проводить досмотры транспорта, расследования, задержания граждан, противоречат положениям Кодекса об административных правонарушениях и Уголовно-процессуальному кодексу".
Больше всего фракцию КПРФ насторожил пункт об "иных задачах, возложенных решениями президента". "Эти "иные" могут превратиться в основную функцию",— пояснил господин Синельщиков, напомнив исторический опыт "опричного войска". Именно поэтому коммунисты всей фракцией не участвовали вчера в голосовании. В итоге законопроект был одобрен единороссами, справороссами и депутатами из ЛДПР, которые обеспечили ему 338 голосов "за".
"Прокурорский надзор не обеспечит контроль за действиями нацгвардии точно так же, как он в свое время не мог обеспечить его во время контртеррористической операции в Чечне, создав тем самым систему организованной безответственности",— заявил "Ъ" глава правозащитного центра "Мемориал" Александр Черкасов.
В окончательной версии депутаты планируют принять закон на последнем заседании Госдумы шестого созыва 24 июня.