"Вопрос о возможности войны с СССР впервые встал к концу 1940 года"
"Коммерсантъ" открывает для читателей архивные документы времен Второй мировой войны
Германский исторический институт в Москве совместно с Центральным архивом Минобороны продолжают работу над раскрытием и оцифровкой документов времен Второй мировой войны. В этот раз немецкие историки опубликовали документы советской военной разведки — 341 папку с переведенными бумагами Третьего рейха, протоколами допросов военнопленных и личными письмами солдат. По просьбе корреспондента "Ъ" АЛЕКСАНДРА ЧЕРНЫХ немецкий ученый МАТТИАС УЛЬ отобрал и прокомментировал 12 уникальных исторических документов. Сегодня они опубликованы на сайте "Ъ".
Не так давно Министерство обороны РФ раскрыло архив из 28 тыс. трофейных документов нацистской Германии, вывезенных в СССР в годы Второй мировой войны (см. "Ъ" от 2 марта). Часть из них была захвачена на полях сражений в первой половине Великой Отечественной. После войны документы из разных мест собирались и отправлялись в Москву. В 1960 году сотрудники архива рассортировали их и отправили на хранение. Но в следующие десятилетия научным изучением этого фонда практически никто не занимался.
В середине 2000-х об архиве узнали немецкие ученые из Фонда имени Макса Вебера. После долгих переговоров с Министерством обороны РФ, администрацией президента РФ и Российским историческим обществом было достигнуто соглашение о раскрытии архива и его онлайн-публикации. Для оцифровки архива Фонд имени Макса Вебера выделил почти €2,5 млн — на эти деньги закуплена техника и оплачивается работа персонала. Оператором проекта с немецкой стороны назначен Германский исторический институт в Москве.
Сейчас на сайте проекта germandocsinrussia.org опубликован новый блок документов. Это 341 дело, в котором содержатся немецкие документы, переведенные советской военной разведкой на русский язык для Генштаба Красной армии. Также в этом блоке находятся протоколы допросов немецких военнопленных, анализы, отчеты и другая внутренняя переписка ГРУ и РУ. Все эти документы публикуются впервые.
Специально для "Ъ" научный сотрудник Германского исторического института в Москве Маттиас Уль отобрал и прокомментировал 12 документов, которые сегодня будут опубликованы на сайте "Ъ". Как он считает, они будут особенно интересны российским читателям. Среди них, например, выпущенная в 1944 году памятка для немецких военных "Десять заповедей при обращении с русскими". В ней говорится о нежелательности "применения к русским телесных наказаний", поскольку "побои рассматриваются в России как большая некультурность". Также авторы памятки советуют не упоминать при русских, что "немцы принадлежат к более высокой расе". "Русские, особенно белорусы, украинцы и северные великороссы принадлежат к семье арийских народов. В их жилах течет много крови викингов, чем они очень гордятся,— говорится в документе.— Не презирай русских только потому, что они по условиям климата, а также благодаря советскому режиму и климату часто выглядят бедно и оборванно". "Оценивая этот документ, важно понимать, в каком году он был выпущен,— объясняет историк Маттиас Уль.— В начале восточной кампании считалось, что русские вообще не нужны, и поэтому отношение было соответствующим. Но эта памятка выпущена гораздо позже. К этому времени политика изменилась — уже стало ясно, что война не будет быстрой, что нужна рабочая сила из местного населения".
Среди других документов — протокол допроса адмирала Вернера Тиллессена, взятого в плен в 1944 году. Кроме обсуждения структуры флота Германии военному задают и политические вопросы. "Гитлер сумел ликвидировать безработицу и влить надежду на возрождение Германии",— объясняет адмирал причины популярности фюрера. Есть в допросе и такой момент: "Опрашиваемому рассказывают о лагере смерти в Любляне. Эти данные производят на него большое впечатление, но он этому не верит".
Другой протокол — допрос генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля сотрудниками советских разведывательных служб в Люксембурге. "Вильгельм Кейтель был в плену у американцев, но между Жуковым и Эйзенхауэром был заключен договор о том, что советские специалисты могут допросить верхушку Третьего рейха,— рассказал господин Уль.— Позже Кейтель был казнен как один из главных военных преступников". Генерал Кейтель заявил советским следователям, что решение о нападении на СССР было принято на фоне "массового сосредоточения" советской армии "в приграничных регионах". По словам генерала, Германия окончательно решила начать войну "после визита Молотова в Берлин" в 1940 году. "Советский Союз поставил ряд абсолютно невыполнимых условий по отношению к Румынии, Финляндии и Прибалтике",— сказал господин Кейтель. Также глава немецкого Генштаба заявил на допросе, что уже летом 1944 года понял: "Война не может быть выиграна, дело оставалось за политиками". С того момента "Германия вела войну за выигрыш времени в ожидании тех событий, которые должны были случиться, но не случились",— туманно заявил генерал Кейтель. На документе видно, что абзац с этой фразой неизвестный читатель из советского Генштаба подчеркнул дважды. Современным любителям истории может быть интересна часть допроса, посвященная финскому президенту Маннергейму ("Превосходный солдат, но плохой политик"), и генералу Власову.
Также среди отобранных для читателей "Ъ" документов — выписки из допросов советских перебежчиков, ставших агентами немецкой разведки, письма немецких солдат домой, отчет о настроениях и моральном состоянии солдат вермахта. "Все документы, с которыми мы сейчас работаем, ранее не были доступны мировой науке,— говорит господин Уль.— Разумеется, нельзя сделать открытие, просто изучив один красивый документ: их надо рассматривать в комплексе, это трудоемкая научная работа. Ею нужно будет заниматься в течение как минимум четырех-пяти лет после оцифровки всего массива".