Застройщиков могут освободить от государственных экспертиз. Вместо этого они будут страховать свою ответственность. Российский союз промышленников и предпринимателей предлагает внести соответствующие изменения в Градостроительный кодекс. Как стало известно газете «Коммерсантъ», реформа обсуждалась на совещании у министра по вопросам «Открытого правительства» Михаила Абызова. Страхованием ответственности могут заменить экспертизы проектной документации, инженерные изыскания, а также процедуры сдачи объекта в эксплуатацию. Новый порядок планируют применять при строительстве большинства капитальных промышленных объектов — от сооружений связи до гидроэлектростанций. Жилье на первом этапе реформы из-под госэкспертизы выведено не будет. Глава компании «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров обсудил тему с ведущим «Коммерсантъ FM» Максимом Митченковым.
Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ
— Поясните, пожалуйста, а чем не устраивает нынешний формат и нынешний порядок вещей, зачем нужно вносить изменения?
— Могу сказать так, что, в целом, тренд на то, чтобы повысить ответственность компании, осуществляющей капитальное строительство, а в данном случае любой формат страхования, повышает эту ответственность — это раз. И второй момент — на самом деле, это тоже определенная борьба с теми барьерами, которые существуют, потому что та ситуация, которая складывается сейчас, когда практически ни одна компания не может адекватным образом получить разрешение на строительство, и строительство начинается, и дальше начинается сбор документов, и хорошо, если к моменту завершения строительства удается собрать документацию адекватным образом. Это, конечно, тоже неправильная ситуация, и здесь должны быть внесены какие-то изменения. Потому что фактически мы выводим в неправовое поле целый ряд хозяйствующих субъектов, которые на самом деле абсолютно законопослушные, и сложность заключается только в том, что прохождение государственной экспертизы и сбор документации излишне бюрократизирован.
— А не получится, что бюрократии будет только больше? Потому что экспертизы же никуда не денутся.
— В данном случае, если больше уровень финансовой ответственности за счет страхования, он, по крайней мере, даст какие-то более четкие ориентиры. Мы видим ситуацию, когда, например, если привести в пример какие-нибудь крупные торговые объекты, их строят крупные квалифицированные компании, и решения принимаются и зачастую согласовываются на уровне властей регионов и так далее. При этом все равно мы через раз получаем ситуацию, когда в той или иной форме у нас не хватает каких-то документов.
В этом плане компания, которая имеет возможность обеспечить этот негосударственный, по сути дела, формат за счет страхования и так далее, она, конечно, будет больше защищена от той ситуации, что будут возникать препятствия именно при вводе в эксплуатацию. В экспертизе ничего страшного нет, но другой вопрос, что то, что происходит сейчас, это тоже неадекватная ситуация, потому что процесс сбора документации не должен быть равносилен или более сложен и длителен, чем процесс самого строительства капитального объекта, это тоже ненормально.
— Как вы считаете, это повлияет на безопасность вводимых объектов или только упразднит бюрократию?
— Я могу сказать так, что для особо ответственных объектов, потому что у нас были неприятные инциденты, если мы вспомним ситуацию с аквапарками и так далее, тоже есть два блока вопросов. То есть вопрос первый — это то, что касается страховых компаний. Как бы то ни было, страховые компании сегодня вовлечены в этот процесс, они позволят усилить контроль в некоторых направлениях. И второй момент — наверное, это не приведет к какому-то существенному снижению безопасности, учитывая, что в сегменте жилья это, допустим, внедряться не будет, речь пойдет о тех объектах, где проблема безопасности решается более комплексно.
— Повлияет ли введение нового порядка на цены за квадратный метр или нет?
— Если мы говорим все-таки о промышленном или торговом строительстве и так далее, то здесь речи о стоимости квадратного метра, как правило, не идет, речь идет о возможных затратах на строительство. Но, мне кажется, если удастся добиться того, что процедура работы с документацией будет хотя бы немного упрощена, мы получим сопоставимый уровень расходов, потому что в наибольшей степени такие сложно прогнозируемые потери для торговой недвижимости, для промышленной недвижимости связаны с тем, что объект не может быть введен в эксплуатацию. Это самая глобальная проблема, потому что незначительное удорожание за счет страхования может быть несопоставимо с тем, что, допустим, объект вводится на полгода позже. Например, есть издержки, которые несет девелопер, и они совершенно несопоставимы, потому что речь может идти о том, что часть объекта уже сдана в аренду и формируются какие-то обязательства перед арендаторами и так далее.
Самая большая проблема — это проблема невозможности контроля сроков. Понятно, что Россия — сложная страна, это плюс-минус 1-2 года при строительстве каких-то объектов по вводу, отклонение нормативного срока от фактического. Это некая объективная реальность, но, с другой стороны, с этим тоже надо что-то делать, тем более, что проблема с документацией и госэкспертизами все-таки вносит очень существенный вклад в различие в сроках. А на самом деле, еще раз повторюсь, это самый большой источник для финансовых потерь.