Экспериментальное лечение в православной резервации
Руководство Республики Коми ищет в церкви помощь в реабилитации наркозависимых
Врио главы Коми Сергей Гапликов во вторник предложил организовать эксперимент по направлению наркозависимых для реабилитации в монастыри. По мнению руководителя региона, физический труд, приобщение к вере и отдаленность от соблазнов светской жизни позволят вернуть оступившихся северян на путь истинный. Сыктывкарская епархия уже заявила о готовности сотрудничать с региональными властями. Впрочем, наркологи и социальные работники считают подобные идеи антинаучными и популистскими.
По данным минздрава Коми, за минувший год три десятка жителей республики погибли от отравлений психоактивными веществами. Официальный диагноз «наркомания» за тот же период поставлен 1095 пациентам — это на 11% выше, чем в позапрошлом году. По данным региональных властей, в группе наибольшего риска находятся молодежь и подростки, которые, как утверждается, с первой же пробы подсаживаются на курительные смеси и другие синтетические наркотики. На заседании антинаркотической комиссии при правительстве Коми во вторник чиновники посетовали, что, даже когда решение о лечении наркозависимых выносит суд, врачи формально не могут назначить курс без согласия самих пациентов: в 2015 году такие решения суд вынес в отношении 340 больных, а пролечилось лишь 78 человек. В нынешнем году решений вынесено уже 183, а курс лечения прошло или хотя бы начало лишь 26 человек. Но многие из тех, кто сознательно «сдался» медикам, после прохождения лечения вновь возвращаются к прежнему образу жизни и окружению. В связи с этим представители минздрава региона заявили о необходимости комплексной программы реабилитации и ресоциализации.
Новых идей относительно содержания такой программы представители минздрава не предложили, в отличие от врио главы Коми Сергея Гапликова. Он высказался за проведение эксперимента по разработке «дорожной карты» полной реабилитации для одного наркозависимого с планом и графиком мероприятий. Врио главы региона возлагает особую надежду на масс-медиа, которые, с его точки зрения, пока «показывают красивую жизнь, тусовки, где есть место наркотикам, но никто не воспевает, чем такие праздники заканчиваются». Сергей Гапликов хотел бы задействовать все ведомства социального блока, а также семью, некоммерческие организации и национально-культурные автономии. «Если нужно в качестве эксперимента построить резервацию для таких людей — давайте создавать,— заявил врио главы региона.— Можно в этом качестве использовать монастыри, женские и мужские. Труд с утра до ночи, отсутствие соблазнов, отдаление от привычной среды — это все может помочь». Господин Гапликов немедленно поручил правительству Коми проработать совместно с двумя епархиями республики варианты сотрудничества в этом направлении.
Как заявили корреспонденту “Ъ” в Сыктывкарской епархии, священнослужители, монахи и монахини будут рады партнерству с властями региона: «Эта идея у Сергея Анатольевича от Бога,— сказал собеседник “Ъ”.— Опыт оказания помощи прошедшим лечение от наркомании у нас есть. В качестве самого яркого примера можно назвать Кылтовский Крестовоздвиженский женский монастырь в селе Кылтово Княжпогостского района». В епархии уточнили, что насельницы монастыря вовлекают трудников из числа бывших наркозависимых в работы по восстановлению обители с двухвековой историей и проводят с ними православные беседы. «Пациенты регулярно приезжают в монастырь, живя там безвыездно от нескольких месяцев до полугода и более. После чего, укрепившись в правильном образе жизни, обретают работу, возвращаются в свои семьи. Словом, становятся полноценными членами общества, причем глубоко верующими и духовно состоявшимися людьми»,— уточнили в епархии, добавив, что благословение на реализацию идеи врио главы непременно даст епископ Питирим.
«С сожалением приходится констатировать, что в нашей стране отношение властей к наркологическим проблемам носит запредельно антинаучный характер,— прокомментировал идею главы Коми известный нарколог, эксперт ВОЗ доктор медицинских наук Владимир Менделевич.— То губернатор одной из областей выдаст немалые деньги на “принудительное кодирование” всех комбайнеров во время посевной, то другие чиновники не поскромничают поддержать мотопробеги в против наркотиков, то третьи руководители закроют глаза на криминал, творящийся в псевдореабилитационных центрах». Поддержку монастырской реабилитации с «трудотерапией» нарколог относит к таким же бессмысленным мерам. «Все подобные государственные инициативы исходят из убеждения, что алкоголизм и наркомания — это не болезни, а человеческие слабости и распущенность, которые должно преодолевать или следует переламывать,— говорит нарколог.— А с точки зрения медицины наркомания и алкоголизм — хронические болезни мозга, требующие длительного поддерживающего лечения. Никакими заговорами, изоляцией или чудодейственными “кодированиями” болезнь мозга не исправить». Но мнение профессионалов сегодня мало кого интересует, с грустью констатирует доктор: «Надеюсь, что когда-нибудь этот бесславный период нашей наркологии пройдет».
«Российские стандарты наркологического лечения устарели примерно лет на 50 и совершенно неэффективны,— согласна с ним президент московского Фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова Анна Саранг.— К сожалению, в России отсутствует система комплексной помощи людям, страдающим наркозависимостью: нет программ снижения вреда, нет доступных реабилитационных центров, нет и научно обоснованных программ опиоидной заместительной терапии. Во многих регионах нет даже групп поддержки по типу “Анонимных наркоманов”». Региональным чиновникам стоило бы выстраивать комплексную работу по решению проблемы, опираясь на мировой опыт и научные данные, говорит социальный работник, но вместо этого они предпочитают уповать на Бога и его служителей.