Главные события европейских театральных фестивалей этого лета

Выбор Ольги Федяниной, Юлии Бедеровой, Романа Должанского и Татьяны Кузнецовой

Фестивальный сезон в Европе чем дальше, тем больше превращается в самостоятельное явление, с собственной афишей, своей публикой, своими модами и своими тенденциями. Театральное лето этого года обещает быть длинным (аж до 22 сентября) и насыщенным: даже самые скромные фестивали имеют в афише хотя бы одно выдающееся событие. Изучив программы более чем десятка фестивалей, Ольга Федянина, Юлия Бедерова, Роман Должанский и Татьяна Кузнецова выбрали самые интригующие пункты

Фестиваль Les Etes de la danse

#балет
Одноактные балеты Джорджа Баланчина

Фестиваль с неблагозвучным русским названием "Лета танца" возник в Париже в 2005 году благодаря могущественному обществу AROP — состоятельных и просвещенных любителей балета, отчаянно скучавших во время летнего отпуска Парижской оперы. По существу, Les Etes de la danse — это расширенные гастроли, всесторонне представляющие какую-нибудь знаменитую труппу или маститого хореографа с его авторской компанией. В этом году получилось "два в одном": в театре Шатле выступает New York City Ballet — труппа, основанная Джорджем Баланчиным и Джеромом Роббинсом. За 19 дней гастролей парижанам покажут весь исторический путь компании, уложившийся в шесть программ одноактных балетов. Доминирует, естественно, Джордж Баланчин во всех ипостасях, за современность отвечают нынешний руководитель труппы Питер Мартинс, англичанин Кристофер Уилдон, юное американское дарование Джастин Пек и обожаемый всеми Алексей Ратманский с неведомым нам балетом "Картинки с выставки" на музыку Мусоргского.

с 28 июня

Фестиваль в Экс-ан-Провансе

#опера
Триумф времени и разочарования
режиссер Кшиштоф Варликовский

Раритетный и ожидаемый блокбастер — "Триумф времени и разочарования" Генделя в музыкальной интерпретации выдающейся барочной специалистки Эмманюэль Аим. Даже если бы это было концертное исполнение, оно все равно претендовало бы на звание одного из главных оперных событий года — каст возглавляют Сара Мингардо и Франко Фаджоли, аргентинец с итальянской родословной, один из лидеров нового поколения контратеноров. Что бы ни придумал любимец европейской режиссерской оперы Кшиштоф Варликовский, который после памятного "Евгения Онегина" стремительно превратился в респектабельного новатора (ясность формы в своих спектаклях Варликовский привычно "подкалывает" парадоксальными инъекциями балаганной эстетики), вряд ли он поставит под сомнение рафинированную музыкальность Генделя, скорее раскрасит ее в неожиданные краски.

с 1 июля

Фестиваль в Экс-ан-Провансе

#опера
Пеллеас и Мелизанда
режиссер Кэти Митчелл

"Пеллеаса и Мелизанду" Дебюсси, одну из опер, которые изменили ход музыкальной истории в XX веке, в Эксе ставит сильный мастер сценических иллюзий на стыке театра, кинематографа и научно-фантастического эксперимента Кэти Митчелл. Это уже второй интригующе важный "Пеллеас" в текущем сезоне — первого поставил Дмитрий Черняков в Цюрихе, и обе работы наверняка будет интересно сравнить. За дирижерский пульт встанет Эса-Пекка Салонен, главная героиня каста — Барбара Ханниган, а значит, купившие билеты на спектакль могут рассчитывать на самую утонченную и новаторскую женскую партию европейского сезона.

со 2 июля

Мюнхенский оперный фестиваль

#опера
Жидовка
режиссер Каликсто Биейто

Фото: W. Hosl

Постановка грозит оказаться самой провокационной историей не только этого фестивального сезона. "Жидовка" Галеви в столице Баварии в режиссерской версии Биейто, умеющего упаковать психологический театр в максимально дискомфортную оболочку, вряд ли оставит в стороне политическую и художественную историю Франции и Германии не только XIX, но и XX веков. Интригу спектаклю добавляет то обстоятельство, что в партии ювелира Элеазара выйдет Роберто Аланья, суперзвезда, известная своим неприятием современной оперной режиссуры. Как его удалось уговорить сотрудничать с анфан терриблем Биейто, не очень понятно.

с 4 июля


Фестиваль Foreign Affairs

#ретроспектива
No It Is!
Уильям Кентридж

Фото: courtesy the artist, Marian Goodman Gallery, Goodman Gallery and Lia Rumma Gallery

Берлинский фестиваль Foreign Affairs, выполняющий роль главного международного театрального форума столицы Германии, выбрал в качестве главного героя Уильяма Кентриджа. Южноафриканский мастер — личность разносторонняя, он кино- и театральный режиссер, и современный художник, и писатель, и кукольник, и лектор. Ни одну из его ипостасей нельзя отделить от других, поэтому фестиваль предлагает настоящую ретроспективу работ Кентрижда, а интересующимся следует планировать поездку в Берлин на неделю — чтобы увидеть и выставку Кентриджа в "Мартин Гропиус Бау", и перформанс, который он устроит в атриуме этого же музея, и спектакль "Убю" прославленного кукольного театра "Хэндспринг Паппет Компани", и вокальный цикл Шуберта "Зимний путь" с анимацией Кентриджа, и мультижанровый спектакль "Отказ от времени", где соединены театр объектов, танец, вокал и лирический монолог, и, наконец, театрализованную лекцию "Уроки рисования"... Впрочем, никто не обещает, что представление о Кентридже даже в этом случае будет полным, ведь тема нынешнего Берлинского фестиваля — "Неопределенность".

с 5 июля

Авиньонский фестиваль

#драма
Гибель богов
режиссер Иво ван Хове

Этот спектакль обречен стать событием европейского фестивального лета. Во-первых, потому что он открывает Авиньонский фестиваль — и сколько бы спектаклей в Почетном дворе Папского дворца ни оказывались полнейшей ерундой, самый знаменитый театральный оупен-эйр мира неизменно собирает полные залы. Во-вторых, потому что на афише стоит имя руководителя блестящей труппы "Тонелгруп Амстердам" — голландского постановщика Иво ван Хове, единственного режиссера в мире, завоевавшего и европейские фестивали театральных экспериментов, и нью-йоркский Бродвей (буквально на прошлой неделе он получил премию "Тони" за режиссуру). Ван Хове, помимо прочего, прославился перенесением на сцену известных фильмов прошлого века. Теперь, с французскими актерами, он обратился к сценарию фильма Лукино Висконти "Гибель богов". Да не просто с какими-то французскими, а с актерами "Комеди Франсэз" — и в этом состоит третья и, возможно, главная сенсация. Дело в том, что "Дом Мольера" по разным причинам не появлялся на Авиньонском фестивале несколько десятилетий. Оказывается, нужен был голландский режиссер, чтобы главная труппа Франции и главный французский фестиваль наконец-то помирились и объединили свои усилия.

c 6 июля

Фестиваль танца в Монпелье

#современный танец
OCD Love
постановщики Шарон Эяль и Гай Бехар

Фото: Regina Brocke

Недавние гости "Золотой маски" Шарон Эяль и Гай Бехар со своей израильской компанией и новой работой "OCD Love" этим летом стали хедлайнерами одного из самых интернациональных танцевальных фестивалей мира. Фестиваль в Монпелье — главное детище французской "новой волны": хореограф Доминик Багуэ, любимый всеми "маленький принц" французского danse contemporaine, задумал его как площадку для обмена передовым опытом. Таковым фестиваль и остался, несмотря на раннюю смерть своего основателя: нигде больше нет такого количества лекций, дискуссий, мастер-классов для профессионалов и любителей, уличных уроков для всех желающих, видеопоказов, мультимедийных инсталляций, разножанровых перформансов. Нигде так не привечают всевозможных альтернативщиков и экзотических творцов-исполнителей со всех континентов. Основная программа фестиваля состоит преимущественно из creations — мировых премьер. Бехар и Эяль покажут постановку, основанную на книге поэта Нейла Хилброна, страдающего обсессивно-компульсивным расстройством (по-английски сокращенно OCD).

7 и 8 июля

Авиньонский фестиваль

#драма
Карамазовы
режиссер Жан Беллорини

Фото: Guillaume Chapeleau

Спектакль для тех, кому интересно, как ключевой русский роман, а вместе с ним и загадочная славянская душа могут быть прочитаны современной европейской режиссурой. Французский режиссер, художественный руководитель театра Жерара Филиппа, вообще неравнодушен и к русской литературе, и к специфической комбинации психологического и социально-гротескного театра — предыдущая его премьера состоялась в Берлинер Ансамбле, и это был "Самоубийца" Эрдмана, прошедший с большим успехом. Беллорини, которого интересует актуальный контекст истории отцеубийства, создает для действия дополнительное обрамление: в загородном "доме из стекла" собирается бедное, но порядочное семейство, которое разыгрывает "для себя" историю Карамазовых,— то ли ролевая игра, то ли терапевтический сеанс.

с 11 июля

Фестиваль в Экс-ан-Провансе

#опера
Царь Эдип и Симфония псалмов
режиссер Питер Селларс

Самый азартный создатель современной театральности в опере берется за "Царя Эдипа" Стравинского и "Симфонию псалмов" — при том, что материал этот вообще-то антитеатрален. "Симфония псалмов" — манифест абсолютной музыки и одна из главных симфоний XX века, "Царь Эдип" — неоклассицистская оратория, и, хотя слово "опера" и приставлено к "оратории" через дефис, Стравинский и его либреттист Кокто намеренно сдерживают в "Эдипе" театральность, чтобы вся полнота воздействия концентрировалась в музыке. Текст, написанный Кокто, переведен на латынь, авторские ремарки требуют плоской декорации, чтобы идеально отражать звук и буквально визуализировать первенство музыки. Герои в масках и костюмах, ограничивающих движения, призваны представлять собой скульптурную композицию, размечающую музыкальное пространство. По Стравинскому, внимание слушателей должно быть сосредоточено на музыке, обретающей "значение и слова, и действия". Если задуматься, эта формула очень хорошо описывает театральный метод Селларса, так что стоит довериться его интерпретации абстрактного театра Стравинского в дирижерской версии Салонена.

с 15 июля

Фестиваль Impulstanz

#современный танец
In Spite Of Wishing And Wanting
режиссер Вим Вандекейбус

Фото: Danny Willems

Хороший, но слегка обедневший во всех отношениях венский танцевальный фестиваль элегантно справился с проблемой, взяв в программу не дорогостоящую и рискованную премьеру, а надежный блистательный ревайвл. Композиции Вима Вандекейбуса больше 15 лет, но она прекрасна и в возобновлении с полностью обновленным составом участников. Почти двухчасовая композиция — огромная изобретательная фантазия на тему мужского вожделения и мужской чувственности, которая превращает исполнителей то в спортивную команду, то в лошадиный табун, то в сборище мечтательных одиночек.

16 и 18 июля

Авиньонский фестиваль

#драма
Площадь героев
режиссер Кристиан Люпа

Фото: D. Matvejevas

Литовский национальный театр привозит в Авиньон пьесу австрийского классика прошлого века Томаса Бернхарда в постановке выдающегося польского режиссера Кристиана Люпы. Польша, Австрия, Литва — страны с запутанной и противоречивой исторической памятью, так что неудивительно, что именно они объединены в афише спектакля, разбирающегося с тяжелым наследием прошлого века. Площадь Героев — то место в Вене, где жители города приветствовали Гитлера после аншлюса, и вот спустя несколько десятилетий герой пьесы заявляет, что "сейчас в Вене нацистов больше, чем в тридцать восьмом". Томас Бернхард, любимый писатель и драматург Кристиана Люпы, бросил в лицо своей стране немало жестоких упреков, Австрия отплатила ему тем же — и автор запрещал играть свои пьесы на родине. Люпа, можно сказать, заново открывает Бернхарда для европейской сцены, не уставая перекладывать австрийского классика на язык своего медитативного, магического, медленного театра, опирающегося на тонкую партитуру актерской игры. Вот и "Площадь Героев" наверняка станет не броским аттракционом, а мучительным эстетическим наслаждением.

с 18 июля

Мюнхенский оперный фестиваль

#опера
Галантные Индии
режиссер Сиди Ларби Шеркауи

Предположительно, самая изящная постановка летнего сезона — "Галантные Индии" Жан-Филиппа Рамо. Сложносочиненным, но ясным пластическим языком Сиди Ларби Шеркауи рассказывает самые запутанные и туманные хореографические истории так, что они начинают звучать как лирическая поэзия, в чем оперная публика в этом сезоне легко могла убедиться в парижском спектакле Дмитрия Чернякова "Иоланта. Щелкунчик". Современная хореография вообще отзывчива на барочную оперную эстетику, а там, где речь идет о французском оперно-балетном каноне, может быть особенно уместна, особенно если учесть, что о художественной цельности позаботятся выдающийся сценограф Анна Фиброк и эксперт в области барочного репертуара дирижер Айвор Болтон.

с 24 июля

Зальцбургский фестиваль

#опера
Любовь Данаи
режиссер Алвис Херманис

Премьера медлительной мифологической комедии "Любовь Данаи" позднего Рихарда Штрауса, уже перешедшего к 1940 году из романтизма в неоклассицистскую веру, предназначалась послевоенному Зальцбургу (хотя едва не случилась еще во время войны) и состоялась на зальцбургской сцене в 1952 году. На нынешнем фестивале пышную партитуру, пропитанную эротизмом и украшенную оркестровой позолотой, с роскошной Красимирой Стояновой в главной партии, разыгрывает хорошо знакомая нам постановочная команда. Алвис Херманис, который в оперу пришел не так давно, но с большим резонансом, пригласил к сотрудничеству виртуозного художника по свету Глеба Фильштинского и хореографа Аллу Сигалову, чей популярный экспрессионизм призван подчеркнуть чувственность музыки Штрауса в требовательно ясной дирижерской интерпретации Франца Вельзера-Места, много лет возглавлявшего Венскую оперу и, несмотря на скандальный уход с этого поста, остающегося одним из главных кумиров австрийской публики.

с 31 июля

Рурская триеннале

#видеоинсталляция
Манифесто
автор Джулиан Розефельдт

Фото: Julian Rosefeldt/VG Bild-Kunst

Программное высказывание об искусстве как вечном авангарде человечества Джулиан Розефельдт упаковала в самую привлекательную обертку, которую только можно себе представить. Она попросила Кейт Бланшетт сыграть 13 разных ролей, 13 скетчей — от бездомного старика в лохмотьях до богемной танцовщицы-хореографа. Каждая из этих ролей демонстрирует какой-нибудь канон классического Голливуда, но текстом Бланшетт при этом служат художественные манифесты всех времен и народов. Говорят, что в огромных бывших промышленных пространствах Триеннале это сочетание производит совершенно революционное впечатление,— но, разумеется, весь секрет революционности в актерском мастерстве и обаянии Бланшетт.

с 13 августа

Антверпенский театральный фестиваль

#перформанс
Гора Олимп
режиссер Ян Фабр

Фото: Wonge Bergmann

Вероятно, главное событие подходящего к концу сезона — 24-часовой перформанс, для которого Ян Фабр собрал два десятка не только абсолютно неутомимых, но и абсолютно самоотверженных участников. Сюжеты из греческой мифологии разыгрываются на протяжении одних полных суток (у участников есть сорокаминутные паузы на сон, зрителям предоставляются спальные мешки — ну или возможность в любой момент уйти, чтобы поспать и вернуться, так же в любой момент). Фабр дает своим актерам-перформерам всю плотскую ткань мифа и взамен требует от них полного физического и душевного растворения в этом мифе. 24-часовой праздник человеческого тела — одетого, голого, раскрашенного, беззащитного — зрелище сказочной интенсивности и откровенности.

17 августа

Эдинбургский фестиваль

#опера
Так поступают все женщины
режиссер Кристоф Оноре

Художник-универсал, кинорежиссер, сценарист и писатель, один из главных европейских героев поколения 40-летних, ставит на открытой сцене Экс-ан-Прованса самую странную оперу Моцарта. Легкая, насмешливая комедия с математически стройным либретто о женской неверности, с характерами-масками, отсылающими к итальянской "ученой" комедии, с подробным изяществом стиля и острым ощущением зыбкого сентименталистского сумрака в партитуре — регулярный вызов и интрига для современного театра. Чувственность, сексуальность как движущая сила мира вообще и современного социума в частности — главная тема Кристофа Оноре. Как театральный режиссер он любит синтетические зрелища, в которых используются разные смежные художественные среды — от кинематографа и видеоарта до документальной прозы. Кому, как не ему, распутывать моцартовский любовный клубок. Или запутывать его еще плотнее и причудливее. За музыкальную ясность отвечает французский дирижер Джереми Рорер.

с 25 августа

Рурская триеннале

#современный танец
Не спать
режиссер Алан Платель

Фото: Chris Van der Burght

Бельгийский хореограф — один из любимых резидентов Рурской триеннале, а "Не спать" — его четвертая работа для этого фестиваля. Композиция на симфоническую музыку и песни Густава Малера посвящена биографии самого композитора и его исторической эпохе — рубежу XIX и XX веков. Фирменные способы, при помощи которых Платель рассказывает драматические истории, не только по-прежнему экстремальны, но и по-прежнему очень выразительны и эффективны: все эти парадоксальные поющие оркестры, жестикулирующие танцовщики и танцующие хоры к тому же иногда заставляют вспомнить не столько родственный Плателю современный танец, сколько театр музыки и жеста Кристофа Марталера, который, кстати, возглавит Триеннале в 2018 году. Густаву Малеру весь этот арсенал современного театра, несомненно, будет вполне к лицу.

с 1 сентября

Рурская триеннале

#драма
Деньги. Трилогия моей семьи. Часть вторая
режиссер Люк Персеваль

Худрук гамбургского Талия-театра любит работать обстоятельно, к театральному коллективу относится как к семье, живущей в одном доме,— неудивительно, что ему нравится формат семейной саги. Хроники Шекспира, свой самый известный спектакль "Schlachten!", Персеваль в свое время так и поставил — как кровавую историю одной огромной семьи. Так что предложение инсценировать всю эпопею Золя "Ругон-Маккары" даже и не особенно удивляет. С этой идеей голландец Йохан Симонс, став интендантом Триеннале, сразу же "подписал" Персеваля на все три года своего интендантства (2015-2017). Первая часть трилогии — "Любовь" — очень успешно стартовала на прошлой триеннале и потом перешла в репертуар "Талии". В этом году вторая часть — "Деньги", в центре повествования знаменитая парижская кокотка Нана. Эстетику спектакля, построенного на тщательной стилизации эпохи Второй империи, сам Персеваль определяет как "синтез литературы и живописи".

с 7 сентября

Рурская триеннале

#современный танец
Золотые часы
режиссер Анна Тереза Де Керсмакер

Фото: Anne Van Aerschot

"Как вам это понравится" Шекспира с музыкой Брайана Ино — но только музыка включится буквально на несколько минут, а дальнейшее, как сказано у того же автора в другой пьесе, молчание. В молчании, в почти двухчасовой тишине 11 юных исполнителей разыгрывают историю тел и душ, заброшенных в сказочный Арденнский лес. Идеально выверенные ритмы хореографии, пространство, создаваемое не сценографом, а актерами на наших глазах, сюжетные перипетии Шекспира, превращенные в сложную партитуру взглядов, дыхания, шагов — Анна Тереза де Керсмакер показывает по-настоящему экспериментальную, хочется сказать, классическую экспериментальную постановку.

с 22 сентября


Вся лента