Автозаводы спасутся кроссоверами
Производство машин будет падать до конца третьего квартала
Производство автомобилей в Петербурге покажет рост в сентябре — после запуска кроссоверов на заводах Toyota и Hyundai. Сможет ли второе полугодие компенсировать спад начала года, сказать сложно: итоги зависят от открытия экспорта, который активно обсуждают после падения курса рубля. На сегодня городские производители выпускают на 18% меньше автомобилей, чем за тот же период прошлого года.
Петербургские автомобильные заводы продолжают планомерно ужимать свои производственные программы, подстраиваясь под пикирующий рынок. За первые пять месяцев производство новых машин в городе упало на 18%, несмотря на низкие результаты прошлого года, и составило 102,9 тыс. автомобилей, сообщает аналитическое агентство "Auto-Dealer-СПб". Падение в мае несколько скромнее: 7% и 23,1 тыс. автомобилей.
С учетом спроса на новые авто снижение производства закономерно. По данным Ассоциации европейского бизнеса, за тот же период 2016 года в России продано 548 тыс. автомобилей. По сравнению с январем — маем 2015 года снижение спроса составило 15%. А по сравнению с тем же периодом 2014 года спрос на новые авто упал почти вполовину, на 47%: за первые пять месяцев 2014 года у автодилеров куплено чуть более 1 млн машин.
Продажи в Петербурге падают меньшими темпами, что может быть обусловлено близким расположением города к европейским странам: за последний год существенно выросли продажи автомобилей зарубежным покупателям. Причина спроса в падении курса рубля. Для российских покупателей цены растут, но в пересчете на евро купить новый автомобиль в российском дилерском центре все равно дешевле, чем тот же автомобиль в Европе. Падение в Петербурге за январь — апрель составило 5%. Данные за май еще не опубликованы.
Автозавод Nissan перешел на одну смену в конце февраля, Toyota — в мае. "Модернизированные производственные линии позволили предприятию в мае 2016 года более чем в два раза увеличить скорость конвейера. При этом на первоначальном этапе завод перешел на работу в одну смену, максимально задействовав мощности производственных линий", — утверждают на заводе. Объем производства за май на предприятии не раскрывают, поэтому понять, компенсировало ли ускорение конвейера снижение количества смен, нельзя. На заводе утверждают, что сокращать персонал не будут, а в августе наберут 800 новых сотрудников. Hyundai продолжает работу в три смены.
Петербургские автозаводы пытаются выправить положение запуском сборки кроссоверов, продажи которых по прошлому году заняли 36,2% от общего объема реализации. Hyundai в августе запустит серийную сборку Creta, а Toyota начнет выпускать RAV4. Nissan в ближайшее время не планирует запуск новых моделей, но и этот завод движется в общем тренде — на этой неделе на предприятии представили обновленную модификацию Murano, который в компании называют своим "флагманским" кроссовером.
В "Auto-Dealer-СПб" полагают, что новые модели будут иметь спрос, а потому спровоцируют рост производственных показателей. "Они дадут тот необходимый объем, который по результатам нескольких месяцев последнего года позволит автопрому показать небольшой плюс", — считает Михаил Чаплыгин, генеральный директор агентства "Auto-Dealer-СПб".
Но прогнозировать рост или падение производства по Петербургу по итогам года сложно — неясными остаются экспортные перспективы заводов. "Наш прогноз по итогам года остается прежним: от падения на 5% до роста на 5% в зависимости от состояния рынка и реализации экспортных планов заводами. То есть предприятия могут выпустить от 280 до 330 тыс. авто", — сказал господин Чаплыгин.