Счетная палата решила подправить результаты ЕГЭ
Аудиторы проверили Рособрнадзор
Счетная палата раскритиковала методику Рособрнадзора по расчету минимальных баллов ЕГЭ. Аудиторы утверждают, что ведомство занижает пороговые значения экзамена исходя из «недостаточного уровня подготовки учащихся». Ранее повысить проходной балл потребовал президент Владимир Путин.
Счетная палата в среду опубликовала результаты проверки Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в 2015 году. Аудиторов не устроило, как в Рособрнадзоре определяют минимальное количество баллов ЕГЭ, необходимых для получения школьного аттестата и поступления в вуз. Пороговое значение определяется ежегодно. Так, в 2014 году Рособрнадзор принял решение его снизить — с 24 до 20 баллов по математике и с 36 до 24 баллов по русскому языку, чтобы «школьники могли получить аттестаты». Однако в ноябре 2014 года президент Владимир Путин потребовал от правительства повысить проходной балл ЕГЭ для поступающих в вузы. В следующую приемную кампанию в 2015 году минимальный порог по русскому языку составлял уже 36 баллов и 27 — по математике.
«Баллы устанавливаются исходя из фактического достижения прошлых лет, которое, в свою очередь, свидетельствует о недостаточном уровне подготовки учащихся»,— отметили в Счетной палате. По данным ведомства, в 2015 году к выпускным экзаменам было допущено на 30 тыс. учащихся меньше, чем в 2014 году (650 тыс. человек). Аттестат о среднем образовании не получили 24 тыс. школьников, что в два раза превышает показатель 2014 года.
Кроме того, аудиторы не нашли в Рособрнадзоре утвержденных актов и методических рекомендаций по установлению минимального балла ЕГЭ. По итогам проверки в Минобрнауки было направлено письмо с рекомендацией «по наделению Рособрнадзора соответствующими полномочиями по принятию приказа об утверждении методики расчета минимального балла ЕГЭ». Как сообщили “Ъ” в пресс-службе Минобрнауки, ведомство «безусловно, рассмотрит данную рекомендацию».
Минимальные баллы ЕГЭ определяются по методике Федерального института педагогических измерений, пояснили в Рособрнадзоре. Например, определение порогового значения в математике профильного уровня проходит двойную экспертную оценку, рассказал “Ъ” руководитель федеральной комиссии разработчиков контрольно-измерительных материалов по математике Иван Ященко. «Демоверсию экзамена оценивают преподаватели вузов двух категорий: массовых инженерных вузов и тех, где математика нужна для поступления, но к ней нет особых требований»,— объяснил он. Базовый уровень проходит экспертизу школьных учителей. В пресс-службе Рособрнадзора подчеркнули, что повышение минимальных баллов для поступления в вуз по математике, обществознанию и иностранным языкам в марте 2015 года было обусловлено поручением президента.
Независимые эксперты не только согласились с доводами аудиторов, но и призвали обратить внимание на причины проблем. «Две важные задачи пока так и не удалось решить: сделать сравнимыми между собой шкалы по разным предметам и, что более серьезно, результаты ЕГЭ разных лет, которые также не вполне сравнимы между собой»,— заявил “Ъ” источник, знакомый с методологией оценки результатов ЕГЭ. По его словам, результаты по русскому языку и математике — абсолютно несравнимые вещи, «поэтому подсчет среднего балла по результатам трех экзаменов вообще не отражает ничего». Кроме того, отсутствует калибровка экзамена, то есть баллы ЕГЭ одного года несопоставимы с полной точностью с результатами следующего или предыдущего. «Таким образом, это создает неравные условия для выпускников разных лет, поступающих в одном потоке»,— заключил он.