«Мы осознанно развиваем российский рынок»

Директор SAP СНГ Павел Гонтарев в интервью «Ъ FM»

Немецкий IT-разработчик SAP будет расширять свою сеть в России. Об этом заявил директор SAP СНГ Павел Гонтарев на Петербургском экономическом форуме. Он отметил, что компания перенесла дата-центр в Россию и открыла подразделения по разработке и по работе с клиентами. Экономический обозреватель «Коммерсантъ FM» Олег Богданов побеседовал с Павлом Гонтаревым о дальнейших планах SAP в России.

Фото: SAP СНГ

— Форум в этот раз проходит в другом месте, какое у вас первое впечатление?

— Вполне комфортно. Мы прекрасно добрались, отлично разместились. И много интересных встреч, много интересных стендов.

— Новое решение уже даже для форума. Какие новые решения в вашем бизнесе, новые тренды вы заметили за последние, может быть, полгода-год?

— Мы увлечены идеей интернета вещей, того, как углубиться в процессы предприятий, как автоматизировать по-новому производство, как организовать производственные процессы с учетом новых возможностей.

— Поясните, пожалуйста, чтобы радиослушателям было понятно. Интернет вещей — это что такое?

— Ну, если говорить о традиционном интернете, то это средство коммуникации людей между собой. Сейчас с развитием техники, с развитием сенсоров, мобильных устройствЮ связи машины общаются между собой, передавая сигнал о том, как идет производственный процесс, как идет взаимодействие.

— Без посредничества человека?

— Без участия человека. Это и называют, по большому счету, интернетом вещей.

— Как у нас в российском варианте развивается бизнес, успешно — не успешно, какие есть препятствия?

— Эта тема очень востребована, причем, в самых разных отраслях: от банков и страховых компаний, до металлургов и нефтяников. Мы недавно открыли центр интернета вещей в России, это произошло всего две недели назад. Думаю, что это еще больше поможет развитию этой истории в России.

— Проект с «Яндексом» — это проект предсказательной аналитики, насколько я понимаю, поясните, что это такое, и насколько важен для вас проект и в целом для бизнеса?

— Я надеюсь, что этот проект будет очень востребован, результаты его будут очень востребованы. Мы вместе собираемся разрабатывать решения в области анализа потребительского поведения. Это решение для розницы, для банков, для мобильных операторов. Анализируя взаимодействия с потребителем, они предсказывают, какое новое решение, какой новый продукт ему предложить с учетом его потребностей.

— Это среднесрочные прогнозы, долгосрочные?

— Это моментальные просто, то есть к вам приходит в магазин покупатель, а вы уже знаете всю историю его покупок и можете предложить решение, исходя из того, что он делал раньше.

— То есть, если карточкой какой-то пользуется, то в принципе можно приоритеты его выделить. Ну и, естественно, изменились условия ведения бизнеса, конкуренты, так скажем. Как клиенты меняются, какие у них требования появляются новые?

— Ну, во-первых, технологии развиваются, даже абстрагировавшись от кризисных явлений, от политики, технологии развиваются, и у клиентов много запросов. С другой стороны, сейчас все проекты, все кейсы очень хорошо считаются, все очень внимательно относятся к затратам, очень внимательно относятся к инвестициям, каждый новый проект в области IT — это проект инвестиционный, и все очень хорошо считают возврат. Это точно. Вот это, наверное, основной тренд, который мы увидели в последние год-два.

— Какой обычно возврат устраивает?

— Обычно в рамках двух-трех лет, если есть возвратные инвестиции, если это инновационное направление — это приемлемые результаты.

— Нельзя обойти вопрос геополитических проблем, будем так их называть. Как они сказываются на деятельности вашей компании, почувствовали ли некоторое давление, или может быть, ограничение в вашем бизнесе, есть такое?

— Мы для себя приняли решение, что в условиях всей этой геополитики и текущей экономики мы осознанно продолжаем и развиваем российский рынок, инвестируем в России, чтобы как можно ближе быть к нашим клиентам. Я только что сказал о том, что мы открыли центр интернета вещей, до этого мы открыли учебный центр, центр поддержки в Санкт-Петербурге, перенесли сюда разработку в значительной степени. Вся геополитика толкает нас к тому, чтобы как можно больше производства приносить в Россию.

— А то есть вы больше позиционироваться, наверное, будете как уже внутренняя компания, которая основной продукт производит внутри страны?

— Как компания, которая значительную часть по крайней мере производственного процесса имеет внутри страны.

— Ну и клиенты, конечно, будут меньше беспокоиться по этому поводу?

— Мы надеемся.

— Со стороны кого вы ощущаете на внутреннем российском рынке конкуренцию, есть ли она вообще?

— Наверное, нет компаний с таким же широким портфелем продуктов. С одной стороны у нас довольно много разных приложений, и второго SAP на российском рынке сегодня нет. С другой стороны, конечно, в отдельных нишах у нас есть конкуренция как с международными игроками, в первую очередь американскими, так и с российскими компаниями, которые выводят на рынок новые решения.

— Структура заказов как меняется в последние года два, будем так говорить, чему отдают предпочтения клиенты?

— Я бы сказал, что если традиционно SAP — это было решение, прежде всего, для больших компаний, для компаний распределенных, холдинговых, крупных, то сейчас все больше и больше новых заказчиков у нас появляется в сфере малого и среднего бизнеса в области розничной торговли, в производстве, в телекоме. Это область, где у нас все больше появляется клиентов.

— А государственные заказы вот в этом отношении, какая пропорция — частная и государственная?

— Она примерно такая же, как и в среднем в экономике. То есть я бы сказал, что 60, 70% в экономике нашей так или иначе связано с государством. Либо это государственные компании, либо это крупные подрядчики государственных компаний. Ну, наверное, также примерно и в нашем портфеле. Доля государственных заказчиков в смысле государственных предприятий, прежде всего, довольно велика.

— А вот скажите, пожалуйста, Павел, оптимизма больше сейчас, чем год назад?

— Вы знаете, мы в целом оптимистично настроены. Уверены, что технологии будут востребованы, спрос на них носит абсолютно объективный характер. У нас очень устойчивая бизнес-модель и качественное решение, поэтому мы в успешном развитии российского рынка уверены.

Вся лента