В Челябинске не все складывается
За городом построят логистический комплекс за 10 млрд рублей
Петербургская компания «А плюс девелопмент» планирует построить в Челябинске производственно-логистический комплекс на 200 тыс. кв. м. Инвестиции в проект составят до 10 млрд руб., срок реализации — пять лет. Сейчас компания выбирает участок поблизости от Челябинска и ведет переговоры с потенциальными арендаторами площадей. Эксперты отмечают, что Челябинск — один из немногих миллионников, где до сих пор нет крупного логистического парка, что тормозит развитие крупного и среднего бизнеса. При запросе федеральных и местных компаний девелопер сможет строить по 50 тыс. кв. м складских помещений в год, считают аналитики.
Как рассказал „Ъ“ директор департамента развития «А плюс девелопмент» (Санкт-Петербург) Антон Бондаренко, компания планирует реализовать в Челябинске проект производственно-логистического комплекса. Его площадь составит 200 тыс. кв. м. Срок реализации — три-пять лет. Инвестиции в проект за это время составят 5-10 млрд руб. «До конца года хотим определиться с участком, со следующего года будем активно предлагать его клиентам. Присматриваем участок около 50 га поблизости от Челябинска с хорошей транспортной доступностью. Проект представляет собой производственно-логистический комплекс со зданиями производственного и логистического назначения, а также распределительные центры», — пояснил господин Бондаренко. По его словам, партнеры компании заинтересованы в размещении распределительного центра в Екатеринбурге или Челябинске. «Интересуются ритейлеры, логистические операторы, производственные компании — все федерального уровня. Стопроцентного понимания, кто именно станет якорным арендатором, пока нет, ведутся предварительные обсуждения с несколькими компаниями», — добавил он.
В мае этого года компания «А Девелопмент плюс» объявила о приобретении в регионах ряда крупных участков под строительство производственно-логистических парков «А Плюс Парк» (проекты реализуются в семи городах России). Земельные участки помимо Челябинска будут приобретены в Нижнем Новгороде, Казани, Перми, Ростове-на-Дону, Краснодаре и Новосибирске. Также компания планирует увеличение земельного банка в Екатеринбурге, Самаре и Волгограде. Совокупная площадь приобретаемых земельных активов — 300-500 га. Общий объем инвестиций составит около 3 млрд руб.
Эксперт в области складской недвижимости, директор департамент складской и индустриальной недвижимости компании ILM Александр Перфильев пояснил, что на сегодняшний день Челябинск — один из немногих городов-миллионников, где до сих пор нет крупного логистического парка. «В большинстве крупных российских городов таких комплексов несколько, что дает возможность развиваться крупному и среднему бизнесу. Резидентами таких производственно-логистических парков становятся как федеральные, так и местные компании. Сейчас заново появился интерес со стороны международных промышленных корпораций», — отмечает он. По его словам, в Челябинске есть качественные склады класса А и В, которые подходят для организации современной логистики, но они практически все сданы в аренду либо используются под собственные нужды компаний. «Таким образом, если крупная компания хочет расшириться или выйти на челябинский рынок, у нее нет возможности это сделать, кроме как построить склад для себя», — добавил господи Перфильев. Он добавил, что введение год назад в эксплуатацию ТЛЦ «Южноуральский» (складские площади порядка 80 тыс. кв. м) не оказало значительного влияния на рынок спекулятивной складской недвижимости, поскольку ТЛЦ находится в 76 км от Челябинска и не соответствует запросу основной группы арендаторов.
По его словам, 200 тыс. кв. м. — небольшой объем для Челябинска и может быть поглощен компаниями разного уровня. Федеральные сети могут претендовать на 20-30 тыс. кв. м каждая, местным торговым сетям требуется от 5 тыс. до 20 тыс. кв. м складских площадей. Логистические компании в Челябинске занимают от 500 до 5 тыс. кв. м, а среднему дистрибьютору и производственной компании требуется от 2 тыс. до 5 тыс. кв. м. «Если будет выбран хороший участок вблизи от города, то такой проект будет востребован. Сейчас компании легко идут на схему строительства под заказ (Built-to-Suite), потому что девелоперы научились финансировать такие проекты и время стройки на подготовленном участке сокращается до 9-15 месяцев, а такой срок можно и подождать. По моим оценкам, А Плюс будут строить не более 40 тыс. — 50 тыс. кв. м. в год, это складские и промышленные здания для двух-трех клиентов», — подытожил он.