Суд защитил инвалидов от сенатора
Франц Клинцевич не отстоял свои честь и достоинство
Как стало известно "Ъ", первый заместитель председателя комитета по обороне и безопасности Совета федерации — глава Российского союза ветеранов Афганистана (РСВА) Франц Клинцевич — не смог доказать в суде, что его бывшие товарищи по оружию, сообщившие в "Единую Россию" о возможной причастности сенатора к совершению преступлений и злоупотреблений, могли его оклеветать. По мнению суда, ответчики не злоупотребили правом, поскольку все их действия были направлены в защиту инвалидов афганской войны.
Поводом для разбирательства в Дорогомиловском райсуде стал иск о защите чести и достоинства Франца Клинцевича к общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане "Инвалиды войны" (ОООИВА) и ее председателю Андрею Чепурному. По мнению сенатора, не соответствующие действительности и порочащие его сведения были изложены в письме, направленном в октябре прошлого года депутату Госдумы и секретарю московского отделения партии "Единая Россия" Николаю Гончару (в то время господин Клинцевич был депутатом-единороссом).
Ставшего уже сенатором Клинцевича оскорбило, в частности, содержащаяся в письме информация о том, что он пытается перевести в свою собственность имущество ОООИВА, причем использует для этого далеко не парламентские методы. Господин Клинцевич, как указал в письме господин Чепурной, неоднократно и публично обещал отобрать у инвалидов принадлежащие им Центр реабилитации имени Лиходея (бывший санаторий "Русь") в Подмосковье и офисное здание в Москве. Реализуя этот план, он якобы инициировал с помощью запроса масштабные проверки ОООИВА, дал взятку в размере $3 млн крупному чиновнику федерального уровня за перераспределение собственности инвалидов, а кроме того, заказал "физическое устранение" Андрея Чепурного.
Мотивируя претензии сенатора, его представитель Алексей Шелухин пояснил суду, что в соответствии с постановлением пленума Верховного суда (ВС) от 24 февраля 2005 года, разъясняющего судам правила регулирования споров о защите чести и достоинства граждан, распространением порочащих сведений является не только их трансляция через СМИ, но также высказывание клеветы в заявлениях, адресованных должностным лицам.
Ответчики, по мнению адвоката, обвинили его клиента в даче взятки, подготовке убийства и злоупотреблении служебным положением. "Он (Франц Клинцевич.— "Ъ") всю свою сознательную жизнь посвятил служению родине и народу",— пояснил защитник, отметив, что сейчас вынужден обращаться в суд за защитой. При этом господин Клинцевич потребовал лишь, чтобы ответчика заставили отозвать свое письмо из Госдумы, а нанесенный ему моральный вред оценил всего в один рубль.
Представители ответчика в суде апеллировали к постановлению того же пленума ВС, в котором говорилось и о праве гражданина обращаться в госорганы с заявлениями. Версия заявителя в ходе проверок может не подтвердиться, но даже в этом случае, как указал ВС, его не следует привлекать к ответственности, поскольку автор не распространял порочащие сведения, а только реализовал свое конституционное право на обращение в госорганы за защитой. Заявитель, по мнению ВС, может понести наказание лишь в том случае, если будет установлено, что он злоупотребил своим правом — то есть обратился без каких-либо оснований для этого, преследуя цель причинить вред другому лицу.
Инвалиды же, как отметил их представитель в суде, обращались к депутату Гончару, чтобы защитить себя и свою организацию. По его данным, первая попытка захвата имущества ветеранов была предпринята еще осенью 2014 года на Алтае. Затем в течение всего минувшего лета ОООИВА проверяла Счетная палата, в которую господин Клинцевич направил запрос о якобы нецелевом использовании инвалидной организацией выделяемых ей из бюджета средств. При этом проверка, как утверждали представители ответчиков, сопровождалась публичными "запугиваниями" со стороны сенатора о скором изъятии у ОООИВА реабилитационного центра и офиса.
В октябре прошлого года в интернете появилась информация от некоей "инициативной группы" ОООИВА о проведении альтернативного собрания руководителей региональных инвалидных организаций под руководством почему-то лидера РСВА Клинцевича. Инвалиды посчитали это попыткой оппонента расколоть свою организацию и уже тогда стали обращаться в органы власти за защитой. Дорогомиловскому суду были представлены письма, адресованные президенту РФ Владимиру Путину инвалидами войны, из десятков территориальных подразделений ОООИВА.
Касаясь же прозвучавших в письме фактических обвинений в даче взятки и подготовке убийства, представитель ответчиков пояснил, что речь в данном случае идет о публичных высказываниях самого Франца Клинцевича. Подобные заявления сенатор якобы делал во время встреч с руководством ОООИВА. В письме же депутату Гончару эти высказывания были приведены не с целью опорочить политика, а для проверки. "Таким образом, истец требует признать лживой и компрометирующей информацию, распространенную им самим",— пояснил суду представитель ответчиков.
Дорогомиловский райсуд в итоге согласился с его доводами. "Из представленных суду материалов следует, что между Клинцевичем и руководством ОООИВА длительное время имеются конфликтные взаимоотношения и ведется полемика",— отмечается в решении суда. Противостояние выразилось во взаимных претензиях и жалобах, которые направлялись в разные инстанции, поэтому и обращение к Николаю Гончару суд посчитал не "злоупотреблением правом", а попыткой "защитить интересы организации инвалидов". Кроме того, в постановлении было отмечено, что истец пытался оспорить "не конкретные сведения", которые можно проверить, а их авторскую интерпретацию. А этот факт уже сам по себе "является основанием для отказа в иске".
Франц Клинцевич вчера был недоступен для комментариев. Его адвокат Алексей Шелухин сообщил "Ъ", что с выводами суда он не согласен и будет их обжаловать. От более подробных комментариев он воздержался, объяснив это тем, что судебное решение еще не готово. Впрочем, оно есть в распоряжении "Ъ".
Напомним, что господин Клинцевич проиграл ОООИВА уже второй процесс. Горсуд подмосковной Рузы, как сообщал "Ъ", обязал его выплатить инвалидам около 300 тыс. руб. за новогодний отдых в их санатории, который, как считал сенатор, был положен ему бесплатно.