«Ростех» спишет на помощь
Госкорпорация простит АвтоВАЗу 20 мрлд рублей долга
«Ростех» готов простить АвтоВАЗу 20 млрд рублей задолженности, а еще 30 млрд рублей долга — конвертировать в капитал предприятия. Решение в ближайшее время должно быть одобрено правительством РФ и альянсом Renault-Nissan, договоренности со всеми заинтересованными сторонами должны быть достигнуты к сентябрю. Госкорпорация рассматривает возможность и далее вкладывать средства в генерирующий убытки завод, если авторынок не будет расти. По словам экспертов, решение «Ростеха» позволит автозаводу рассчитывать если не на прощение прочих долгов, то на получение новых кредитов.
О том, что «Ростех» готов списать 20 млрд руб. задолженности АвтоВАЗа вчера на годовом собрании акционеров автоконцерна заявил заместитель гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов.
«У АвтоВАЗа остался долг перед „Ростехом“ в размере 51 млрд руб. Мы все понимаем, что возможности бюджета Российской Федерации по оказанию адресной финансовой помощи АвтоВАЗу в этот раз ограничены. В этой связи госкорпорация приняла решение оказать финансовую помощь АвтоВАЗу в виде прощения — списания задолженности в размере 20 млрд руб. и конвертации оставшихся 30 млрд руб. долга в капитал АвтоВАЗа», — пояснил господин Скворцов.
Он уточнил, что такое решение сначала должно быть одобрено правительством РФ и альянсом Renault-Nissan, и выразил надежду на то, что окончательных договоренностей по этому вопросу удастся достигнуть к сентябрю. Сергей Скворцов также добавил, что в том случае, если рынок не будет расти, «Ростех» готов рассматривать варианты поддержки АвтоВАЗа в 2017—2018 годах.
Выручка АвтоВАЗа по МСФО за первый квартал упала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21 %, до 38,4 млрд руб., чистый убыток увеличился в 48 раз, до 8,6 млрд руб. В январе—марте АвтоВАЗ показал валовой убыток в 1,99 млрд руб. Себестоимость продаж снизилась на 9 %, до 40,4 млрд руб., административные расходы — на 14 %, до 2 млрд руб. А расходы по продаже продукции увеличились на 54 %, до 1,9 млрд руб. Объем краткосрочных обязательств АвтоВАЗа вырос на 11 %, до 49,7 млрд руб., долгосрочных — на 6 %, до 51,8 млрд руб.
По итогам 2015 года АвтоВАЗ получил чистый убыток по МСФО в размере 73,9 млрд руб. Тогда аудитор компании сообщил, что автопроизводителю требуется поддержка акционеров (Renault-Nissan и ГК «Ростех». — „Ъ“), иначе в текущих финансовых и рыночных условиях АвтоВАЗ вряд ли сможет непрерывно продолжать свою деятельность.
АвтоВАЗ попал в ситуацию, близкую к той, что была в 2009 году, когда государство фактически спасло завод от банкротства, предоставив ему беспроцентные займы на общую сумму около 75 млрд руб. Займы выдавал «Ростех», на тот момент контролировавший предприятие. В феврале текущего года госкорпорация сообщала, что теперь в качестве «возможного сценария» рассматривается докапитализация «за счет внесения дополнительных средств в акционерный капитал компании и конвертации части долга». При этом «Ростех» заявлял о намерении сохранить свою эффективную долю в АвтоВАЗе на уровне блокпакета. Заместитель гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов пояснял „Ъ“, что госкорпорация «конвертирует часть долга, необходимую для сохранения доли в АвтоВАЗе размером 25 %». В целом, по оценкам господина Скворцова, принятые меры сократят дефицит денежных средств АвтоВАЗа на два-три года.
На прошлой неделе Сергей Чемезов в интервью телеканалу «Россия 24» пояснял, что долги АвтоВАЗа планируется реструктуризировать в рамках проведения допэмиссии. «Есть долги АвтоВАЗа перед „Ростехом“ и долги АвтоВАЗа перед Renault. Мы эти долги хотим внести в капитал с тем, чтобы сохранить соотношение, пропорции в капитале, Renault должен внести еще дополнительные деньги кэшем», — сообщил глава госкорпорации. По его словам, это позволит АвтоВАЗу освободиться от долгов, очистить свой баланс. «И АвтоВАЗ сможет спокойно привлекать дополнительные средства, кредиты», — заявил господин Чемезов.
По словам экспертов, решение «Ростеха» о списания долга облегчит финансовое состояние предприятия. «Это очень правильное решение. Оно должно помочь автозаводу выйти из кризиса и продолжить завоевание рынка», — отмечает президент Торгово‑промышленной палаты Самарской области Валерий Фомичев.
«Это решение логично по нескольким причинам. Во‑первых, оно облегчит финансовое состояние предприятия, уменьшит его долговую нагрузку. Во‑вторых, это может подвигнуть и других кредиторов компании поступить таким же образом», — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.
Кроме того, по словам господина Баранова, помимо увеличения капитала завода, решение госкорпорации может способствовать увеличению инвестиционной привлекательности автозавода, оживлению его ценных бумаг. «Естественно, что это также успокоит рынок в целом, окажет на него положительное воздействие. Понятно, что надо дождаться завершения всех этапов и принятия окончательного решения, но уже эти заявления одного из акционеров завода способны улучшить многое в данной ситуации», — заключает эксперт.
А вот, по мнению руководителя «Алор Брокер» в Самаре Евгения Киселева, «со стороны „Ростеха“ это решение продиктовано безысходностью». «Они понимают: с компании с годовой выручкой около 40 млрд рублей и убытком 9 млрд рублей взыскать долг в размере 51 млрд рублей практически невозможно. Вряд ли „Ростех“ так уж заинтересован в акциях АвтоВАЗа: если бы они получили на руки деньги, они и так могли бы купить их. Но, за неимением лучшего, они идут на прощение части долга, а часть хотят конвертировать в капитал», — рассуждает господин Киселев, добавляя, что очень важным параметром будет цена этой конвертации в пересчете на акцию. «Продадут ли им бумаги ниже рынка или по рынку? По рынку будет означать явную потерю, а если ниже рынка, то это может оказаться еще и выгодно и покрыть часть списанного убытка в 20 млрд рублей», — полагает Евгений Киселев.