Дальний Восток ждет причальный исход
Минвостокразвития заберет в КРДВ все причалы
Копившееся больше года недовольство Минвостокразвития темпами развития портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке достигло апогея: министерство предлагает передать причалы "Корпорации развития Дальнего Востока" (КРДВ), забрав их у структур Минтранса и Росрыболовства. Одним из обоснований стала задержка ввода в порту Владивостока холодильника из-за конфликта между Владивостокским морским рыбным портом и ФГУП "Нацрыбресурсы". Последнее курирующий Дальний Восток вице-премьер Юрий Трутнев требует просто расформировать.
Министерство по развитию Дальнего Востока внесло в правительство РФ проект поправок к закону о территориях опережающего развития (ТОР). Поправки делают возможной передачу причальных сооружений в морских портах в собственность подконтрольному министерству АО "Корпорация развития Дальнего Востока" (КРДВ). Министр Александр Галушка на совместной коллегии Генпрокуратуры и Минвостокразвития в Хабаровске пояснил: "В правительстве уже состоялось согласительное совещание, наше предложение поддержано. Рассчитываем, что в осеннюю сессию работы парламента поправки будут приняты".
КРДВ, полагают в министерстве, "сможет оперативно вовлекать причалы в инвестиционный оборот". Сейчас проблемы из-за портовой инфраструктуры испытывает как минимум один инвестпроект — создание холодильно-складского комплекса за 3,6 млрд руб. во владивостокском порту, уточнил министр. Из этой суммы 1,2 млрд руб. готов предоставить Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона (ФРДВ), соглашение о финансировании подписано, но "из-за отсутствия договора аренды проект стоит на месте", подчеркнул Александр Галушка.
Проблема связана с затяжным конфликтом между Владивостокским морским рыбным портом (ВМРП) и подконтрольным Росрыболовству ФГУП "Нацрыбресурс", в ведении которого находятся все гидротехнические сооружения в рыбных портах Дальнего Востока. ФГУП уже не раз доставалось от профильного вице-премьера Юрия Трутнева, который сначала говорил, что эта организация "ненужная", затем — "вредная", а в апреле 2015 года предложил ее ликвидировать, отдав причалы субъектам федерации.
Холодильник вместимостью до 20 тыс. тонн должно строить ООО "Владивостокский рыбный терминал" (ВРТ, резидент свободного порта Владивосток), подконтрольное совладельцам ВМРП. В марте гендиректор ВРТ Алексей Златкин обещал, что строительство начнется в июне. Но, как выяснил "Ъ", еще в 2013 году у ВМРП возникли проблемы: "Нацрыбресурс" отказал в продлении договора аренды. В 2014-2015 годах порт пытался через суд заставить ФГУП продлить аренду на 49 лет, но проиграл. В то же время вернуть причалы "Нацрыбресурсу" пока не удалось. В мае Арбитражный суд Приморского края обязал ВМРП освободить причалы, но 20 июня порт подал апелляционную жалобу. Дата рассмотрения еще не определена.
Сейчас, по данным Александра Галушки, 75% причалов рыбных терминалов морских портов имеют "критический износ", а более 40% холодильных мощностей "морально и физически устарели". Причалы в рыбных портах уже предлагалось передать в ведение других структур — например, ФГУП "Росморпорт" (подведомствен Минтрансу). К "Росморпорту", впрочем, тоже есть претензии: весной ООО "МТТ-Камчатка", желающее стать резидентом ТОР "Камчатка", заявило, что не может составить бизнес-план для подачи заявки на статус резидента, поскольку ФГУП не согласовывает арендные ставки. Гендиректор КРДВ Денис Тихонов пояснил "Ъ", что кроме "МТТ-Камчатка" и ВМРП проблемы с причалами есть у Находкинского рыбного порта, также резидента свободного порта Владивосток. В "Нацрыбресурсе" и "Росморпорте" оперативно не прокомментировали "Ъ" инициативу Минвостокразвития.
Источник в портовой отрасли говорит, что получение причалов структурой Минвостокразвития, а не Минтранса или Росрыболовства,— "типичное проявление стратегии" Юрия Трутнева, который с момента вступления в должность "планомерно увеличивает свои полномочия и сферу контроля". Собеседник "Ъ" отметил, что два года назад господин Трутнев, одержав первую серьезную аппаратную победу, взял под фактический контроль крупнейшие госпредприятия региона — АЛРОСА и "РусГидро". "Причальный спор", полагает источник "Ъ", призван усилить влияние вице-премьера в области ключевой для региона портовой инфраструктуры.