«Взятка абсолютно не вписывается в образ этого человека»
Задержан глава Кировской области Никита Белых
Губернатор Кировской области Никита Белых доставлен в Следственный комитет. Его задержали с поличным при получении взятки в €400 тыс., заявил официальный представитель СК Владимир Маркин. По версии следствия, Белых лично и через посредника получал деньги от владельца «Нововятского лыжного комбината» и «Лесохозяйственной управляющей компании». Возбуждено уголовное дело. Лидер общественно-политического движения «Союз правых сил» Леонид Гозман ответил на вопросы ведущего «Коммерсантъ FM» Ильи Корякина.
— Вы поддерживали в последнее время связь с господином Белых?
— Нет, в последнее время нет, но мы с ним очень тесно взаимодействовали где-то с 2005 по 2008 год, когда он был председателем политсовета «Союза правых сил», а я был вице-президентом, мы избирались по одному бюллетеню. Так что я его тогда знал очень неплохо. Как с губернатором с ним не взаимодействовал. Но, предваряя ваш вопрос, могу вам сказать, что взятка абсолютно не вписывается в образ этого человека, который у меня есть. Он богатый, успешный предприниматель, и сколько мы с ним разные темы обсуждали в свое время, для него взяточники всегда были объектом презрения, он всегда к ним относился свысока, что адекватно.
— Собственно, удивляетесь не только вы. К примеру, заместитель председателя правительства Кировской области Александр Галицких тоже заявил, что он в шоке от информации о задержании главы региона.
— Тут же есть еще одно обстоятельство — кто задержал. Я должен признаться, что я, это мое оценочное суждение, абсолютно не доверяю ни Следственному комитету как структуре, ни его руководителям: ни первому лицу — господину Бастрыкину, ни его официальному спикеру — генералу Маркину. С моей точки зрения, если эти люди скажут, что дважды два четыре, надо сильно перепроверять, а если вам довелось пожимать им руку, надо пересчитывать пальцы.
— Вы считаете, что Никиту Белых могли подставить?
— Для меня лично этого достаточно, я же не судья, поэтому я имею право все определять сам, так вот, пока у меня не будет достаточно доказательств его вины, я предпочитаю считать это просто политической провокацией.
— Леонид Яковлевич, а Никита Юрьевич поддерживал СПС в последнее время?
— Нет, СПС в последнее время существует как общественная организация, которая для своего существования денег практически не требует, она практически не затратна, он никак не поддерживал.
— Хорошо, давайте вернемся к той сумме, которая называется, в которой и подозревают и обвиняют Никиту Белых во взяточничестве — €400 тыс. Как кажется, насколько вообще утвердительное обвинение в этом плане?
— Сумма по себе ни о чем не говорит, важен факт, а не в какой сумме его обвиняют. Важно, обвиняют его по делу или нет. Я надеюсь, что его обвиняют не по делу, я надеюсь, что это политическая провокация.
— Господин Маркин сказал, что это с политикой никак не связано. Любое коррупционное дело, собственно, не лежит в этой плоскости.
— Я уже сказал, что я абсолютно ни в чем не доверяю господину Маркину. Абсолютно и ни в чем.
— А для чего тогда нужна политпровокация в данном деле?
— Смотрите, я не знаю, для чего, это, в конце концов, надо спрашивать того, кто ее устроил, если это провокация. Но я бы сказал, что, значит, во-первых, идет предвыборная кампания, и вообще ситуация в стране все сложнее и сложнее.
— То есть это некая чистка?
— Это не чистка. Если бы они чистили, они бы пошли по людям, которые куда больше заслужили.
— Тогда устранение конкурентов?
— Мне кажется, что дело в другом. Дело в том, что они пытаются сбрасывать на вилы народу кого-нибудь, чтобы доказывать, что они сами честные и так далее, после панамского скандала, после постоянных скандалов с «Платоном», с Керченским мостом, «Олимпстроем» и так далее, им надо кого-то ловить.
— Просто под этот образ Никита Белых никогда не подходил.
— Им, в общем, начхать. У Никиты есть для них очень хорошее свойство — его ассоциируют с либеральной частью нашей власти. Им же надо, плюс ко всему, еще разжигать постоянную ненависть к либералам и они это успешно делают. Поэтому Никита — довольно хорошая фигура. Исходя из этого, я предпочитаю считать это политической провокацией.