Почем фунт Brexit
Инвесторы почувствовали силу народного волеизъявления
Решение граждан Великобритании выйти из ЕС (Brexit) вызвало паническое бегство инвесторов из рисковых, прежде всего британских активов. Курс фунта стерлингов относительно доллара рухнул до тридцатилетнего минимума, фондовые рынки большинства стран мира закрылись падением индексов. Инвесторы следят за действиями центральных банков по стабилизации ситуации. При этом в качестве защитных активов выбирают американские долговые обязательства и золото.
Неожиданные результаты референдума в Великобритании вызвали сильнейшее за все время обращения обесценение фунта стерлингов. К 7:30 по московскому времени британская валюта подешевела на 11%, до $1,3224, обновив минимальное значение с сентября 1985 года. В последующие часы фунт отыграл часть утраченных позиций, однако так и остался на уровнях тридцатилетней давности. По состоянию на 20:30 курс фунта закрепился возле отметки $1,376, что на 8,1% ниже закрытия четверга. Драматическая картина разворачивалась и на фондовом рынке. При открытии торгов на LSE индекс FTSE-100 обвалился на 8,6%, достигнув четырехмесячного минимума — 8575 пунктов. По итогам торгов индекс отыграл большую часть снижения и закрылся на отметке 6138,69 пункта, что всего на 3,15% ниже закрытия четверга. Впрочем, этому способствовало ослабление фунта стерлингов.
Несмотря на то что все последние опросы общественного мнения говорили о преобладании противников Brexit, победу одержали его сторонники. Это стало полной неожиданностью для рынков, по масштабу сопоставимой с крахом Lehman Brothers в сентябре 2008 года, отмечают аналитики Райффайзенбанка. Выход из ЕС второй по масштабу экономики создает негативный прецедент, а потеря синергетического эффекта будет стоить Великобритании около 3% ВВП к 2020 году, поэтому в вероятность такого сценария мало кто верил до конца, отмечает начальник аналитического управления банка "Зенит" Владимир Евстифеев.
Неожиданное волеизъявление британских подданных рикошетом отразилось на всем европейском регионе и на рисковых активах в целом. В ходе вчерашних торгов европейские фондовые индексы рухнули на 7-14% и вернулись к уровням пятимесячной давности. Снижением на 1,3-7,4% завершили пятничные торги ведущие азиатские индексы. Американские индексы к 20:30 мск упали на 3%. В общем тренде снижались и российские фондовые индикаторы: индекс ММВБ опустился на 1,8%, до отметки 1884,41 пункта, индекс РТС упал более чем на 3%, до отметки 912,5%.
Впрочем, беспокойство инвесторов вызывает не столько последствия Brexit для экономики Великобритании, сколько прецедент для ЕС.
"Великобритания — наименее интегрированная страна в ЕС. У нее своя валюта, свой Центробанк, своя монетарная политика, она не входит в Шенгенское соглашение, и поэтому ее выход для ЕС наименее болезнен. Однако выросли риски дальнейшей дезинтеграции региона, что может иметь негативный долгосрочный эффект",— отмечает директор аналитического отдела "ТКБ Инвестмент Партнерс" Геннадий Суханов. По мнению аналитиков Sberbank Investment Research, сейчас доверие к ЕС и так слабое, и усиление популистских тенденций в преддверии выборов в Германии и Франции в следующем году представляет собой серьезную угрозу в этом отношении. "Дезинтеграционные процессы в мировой экономике традиционно воспринимаются инвесторами крайне негативно и приводят к снижению аппетита к риску",— отмечает и господин Евстифеев.
В текущих условиях в качестве защитных инструментов инвесторы использовали долговые обязательства развитых стран, прежде всего США и ряда крупнейших стран Европы, а также золото. Вчера доходность десятилетних US Treasuries впервые с июля 2012 года опустилась ниже 1,4% годовых, французских облигаций — до 0,3% годовых, а ставка германских облигаций впервые в истории достигла минус 0,1% годовых. Котировки золота впервые с марта 2013 года взлетели выше $1350 за тройскую унцию, прибавив в начале дня больше 8%. "Доллар — резервная валюта, и американская экономика меньше всего пострадает от проблем ЕС и Британии. Золото исторически защищает от инфляции / дефляции и рисков падения мировой экономики",— поясняет старший портфельный управляющий УК "Капиталъ" Вадим Бит-Аврагим.
Ближайшая реакция рынков будет волнообразной, отмечает главный стратег и руководитель аналитического отдела Julius Baer Кристиан Гаттикер. Начавшаяся первая волна выражается в активном хеджировании рисков, особенно валютных. Вторая волна будет связана с попыткой найти ответ на вопросы, станет ли выход Великобритании из Евросоюза его концом и будет ли выражаться в изменении спредов доходности облигаций периферийных европейских государств. Как и в прежние периоды турбулентности на мировом рынке, инвесторы ждут от ведущих ЦБ готовности обеспечить рынки ликвидностью и принять меры для ослабления давления на пиках распродаж. "От руководителей крупных ЦБ инвесторы будут ждать прогнозов на ближайшую перспективу, а также комментариев по поводу их видения сложившейся ситуации. Реакция рынка на эти заявления станет ключевым фактором, определяющим, насколько глубокой и продолжительной будет текущая волна распродаж на мировых рынках",— отмечают аналитики Газпромбанка. По словам господина Гаттикера, третья волна будет отражать реакцию инвесторов за рамками первоначальных комментариев европейских политиков и смягчающих интервенций центробанков и может продлиться несколько месяцев. При этом ситуация вокруг Великобритании снизила вероятность того, что ФРС сможет перейти к устойчивому повышению процентной ставки. "Длительный и управляемый переходный процесс по трансформации отношений Великобритании и ЕС подразумевает, что ситуация на мировых рынках вряд ли будет развиваться по сценарию финансового кризиса 2008 года",— отмечает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.