Староверы решили уйти с периферии
Представители старообрядческих согласий собрались на конференцию в Москве
Впервые со времени церковного раскола XVII века, когда произошла реформа патриарха Никона и Русская церковь разделилась на две ветви — официальную и старообрядческую, в Москве прошла конференция, в которой приняли участие представители практически всех основных старообрядческих течений. Приверженцы старой веры решили, что им «пора выходить из забвения и заявлять о себе». Они планируют создать общественную организацию, которая «будет вырабатывать совместные решения по тем или иным вопросам, полезным и обществу и государству».
Представители старообрядческих церквей собрались в Московском доме национальностей на конференцию «Старообрядчество, государство и общество в современном мире». «Конференция — историческое событие, потому что впервые за всю историю старообрядчества вместе собрались представители разных течений старой веры, чтобы обсудить положение старообрядчества не только в России, но и во всем мире,— рассказал “Ъ” предстоятель Русской православной старообрядческой церкви, митрополит Московский и всея Руси Корнилий (Титов).— Мы делаем первые шаги в совместной работе. Нам необходимо вместе начать отстаивать идеалы старой веры в стремительно меняющемся мире».
Старообрядчество, или древлеправославие,— совокупность религиозных течений и организаций в русле Русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650–1660-х патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой провозглашалась унификация богослужебного чина Русской церкви с Греческой церковью — и прежде всего с Константинопольской церковью. Приверженцы старообрядчества до 17 апреля 1905 года в Российской Империи официально именовались раскольниками и преследовались церковными и светскими властями. В XX веке позиция РПЦ по старообрядческому вопросу смягчилась, что привело к определению Поместного собора 1971 года, постановившему, в частности, «утвердить постановление Священного синода от 23 апреля 1929 года об упразднении клятв Московского собора 1656 года и Большого Московского собора1667 года», наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан, и считать эти клятвы «яко не бывшие». Снятие «клятв», однако, не привело к восстановлению молитвенного общения старообрядцев с поместными православными церквами. Старообрядцы, как и прежде, считают лишь себя в полной мере православными христианами, квалифицируя РПЦ Московской патриархии как инославную. В настоящее время старообрядческие общины помимо России имеются в Латвии, Литве и Эстонии, в Молдавии, Казахстане, Польше, Белорусии, Румынии, Болгарии, на Украине, в США, Канаде и ряде стран Латинской Америки, а также в Австралии. Крупнейшее современное православное старообрядческое религиозное объединение в РФ и за ее границами — Русская православная старообрядческая церковь (Белокриницкое согласие, основано в 1846 году), насчитывающая около миллиона прихожан; имеет два центра — в Москве и Браиле, Румыния. Древлеправославная Поморская церковь (ДПЦ) имеет на территории России более 200 общин, причем значительная часть общин не зарегистрирована. Централизованным, совещательным и координационным органом старообрядцев в современной России является Российский совет ДПЦ. Общая численность старообрядцев в России, по приблизительной оценке, свыше 2 млн человек.
«Это мероприятие с таким широким представительством старообрядческой общественности, собравшейся со всех концов земли, свидетельствует о заинтересованности всех старообрядцев в диалоге по сохранению бесценного духовного и материального наследия Святой Руси,— заявил предстоятель Русской древлеправославной церкви, патриарх Московский и всея Руси Александр (Калинин).— Эта заинтересованность, в свою очередь, свидетельствует о необходимости в продолжении межстарообрядческих контактов, во взаимной поддержке, в совместном последовательном отстаивании наших общих интересов. Никакая миссионерская деятельность синодальной церкви в прошлом, никакие гонения за всю историю старообрядчества не отрывали от него столько сыновей и дочерей, сколько продолжает отнимать мир безверия, современное глобальное общество потребления». Чтобы противостоять вызовам, старообрядцы должны расширять свою просветительскую работу и «вывести старообрядчество с периферии общественной жизни, не допустив его превращения в фольклорную резервацию», заключил патриарх Александр.
С патриархом Александром согласен митрополит Корнилий, который заявил “Ъ”, что «пора старообрядцам выходить из забвения и заявлять о себе»: «Надеюсь, былые разногласия не помешают нам сотрудничать. Мы планируем создать всестарообрядческую общественную организацию, действия которой не будут связаны с нашими религиозными различиями». Новый общественный орган, по его словам, «будет вырабатывать совместные решения по тем или иным вопросам, полезным и обществу и государству, и представлять их на суд общественности и власти». «Общество должно знать, что живы еще на Руси ревнители старой веры»,— убежден митрополит. По его мнению, «староверы при общем сотрудничестве смогли бы решать такие важные задачи, как сохранение русской национальной культуры, русского и старославянского языков, обычаев и устоев, которые являются неоценимым богатством народов России». «Надеюсь, общий голос старообрядцев России и других стран, где проживают старообрядцы, будет услышан и превратится в добрые дела на благо народа»,— сказал первоиерарх РПСЦ.
В начале 2016 года была создана рабочая группа по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. В нее вошли представители Русской православной старообрядческой церкви, Древлеправославной Поморской церкви, Русской древлеправославной церкви. Рабочая группа уже начала разработку комплекса проблем, связанных с национализированным после революции церковным имуществом и процессом его возвращения старообрядческим религиозным организациям, подготовку предложений по празднованию предстоящего 400-летнего юбилея со дня рождения протопопа Аввакума. «Взаимодействие старообрядчества с органами власти станет более плодотворным, если мы будем совместно, объединив свои позиции и пожелания, а не разрозненно, каждый сам за себя, вести переговоры с государством как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях,— заявил координатор межстарообрядческой рабочей группы Михаил Шахов.— Потенциал староверия по развитию культурных, общественных связей с соотечественниками за рубежом очень велик и будет востребован». «Безусловно, старообрядцы не смогут конкурировать с официальной РПЦ,— считает президент Гильдии экспертов по религии и праву Роман Лункин.— Но они смогут более результативно отстаивать свои интересы перед властью, скажем, в сфере передачи им имущества религиозного назначения, в выделении финансовой помощи на культурные и образовательные проекты. Они вполне могут стать сильными игроками в церковно-государственных отношениях».